№11, 1977/Идеология. Эстетика. Культура

«Быть участником в общей жизни человечества»

  1. ВО ИМЯ ПРОЦВЕТАНИЯ РОДИНЫ

Удивительное ощущение оставили летние дни этого года. Вся страна превратилась вдруг в огромный читальный зал. В вагонах метро и салонах троллейбусов, у газетных киосков и на автобусных остановках – повсюду люди, склонившиеся над страницами газет. Все с глубоким душевным волнением вчитывались в строки проекта новой Конституции Союза Советских Социалистических Республик – Основного Закона нашей страны, принятого ныне накануне прекрасной даты – 60-летия Великого Октября.

Знамя Октября, знамя великого Ленина осеняет путь, пройденный нашей Родиной за 60 лет. Новая Конституция СССР запечатлела итог гигантских усилий партии и народа, идущих по пути коммунистического строительства. Выступая на майском Пленуме ЦК КПСС с докладом «О проекте Конституции Союза Советских Социалистических Республик», Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил об исторических причинах, обусловивших принятие новой Конституции. Главная из них состоит в том, чтобы конституционно закрепить те крупные, принципиальные перемены, что затронули все стороны общественной жизни нашей страны.

Шесть десятилетий назад гением Ленина, усилиями партии, волей трудящихся, сбросивших цепи политического, социального и национального гнета, был создан новый тип государства рабочих и крестьян, воплощавший вековечную мечту многих и многих поколений о справедливом обществе. В труде и борьбе, в замечательных свершениях и беспримерных испытаниях сложилась и окрепла новая историческая общность людей – советский народ, утвердился советский образ жизни, сформировался и закалился характер советского человека. На одной шестой части планеты построено развитое, зрелое социалистическое общество.

Эти огромные социальные завоевания нашего народа нашли отражение в чеканных строках новой Конституции.

Вчитываясь в строки Основного Закона, мысленно измеряя героический путь, пройденный страной за сорок славных лет после принятия предыдущей Конституции СССР, видишь главное: огромные социально-экономические перемены в жизни советского народа неразрывно связаны с титанической деятельностью Коммунистической партии.

Коммунистическая партия сыграла решающую роль и в создании многонациональной советской художественной культуры, которая достигла подлинного расцвета, стала неотъемлемой частью духовной жизни социалистического общества.

В главе Конституции СССР «Социальное развитие и культура», зафиксировавшей высочайшие социальные завоевания народа, есть такие строки: «Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня». И забота эта реально подкрепляется правом граждан пользоваться всеми достижениями мировой и отечественной культуры.

Но, помимо этих неотъемлемых прав, у граждан СССР есть тут и высокие обязанности – «забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей». Каждый советский человек прекрасно понимает, что эти слова, как и весь текст новой Конституции, адресованы лично ему. Глубочайшее гуманистическое содержание Основного Закона таково, что оно касается не только всех сторон жизни советского общества, но и каждого человека в отдельности.

Как проникновенно и глубоко сказал об этом Михаил Шолохов! Я берусь утверждать, пишет он, что Конституция «касается непосредственно и меня. В частности, конституционное подтверждение принципов ленинской политики мира, направленной на исключение войн из международных отношений, укрепление безопасности народов и широкое развитие сотрудничества государств с различным социальным строем. Это впрямую относится ко мне и как к человеку, и как к литератору. Да, у писателей разных стран могут быть разные взгляды, но одно нас должно объединять: стремление быть полезным человечеству, миру». Обратите внимание: в Конституции «социальное развитие и культура поставлены на одно из первых мест среди забот государства. И поэтому значение и ответственность писательского труда еще более возрастают».

Так Михаил Шолохов связал в один узел все главнейшие проблемы, волнующие сегодня советского литератора: упрочение мира на нашей планете, дальнейшее успешное социальное развитие советского общества, расцвет социалистической культуры и ответственность художников слова за свой труд.

Сегодня, с высоты прожитых лет, особенно ярко ощущаешь, сколь велик и многообразен вклад Коммунистической партии в решение всех этих вопросов. Советские писатели неизменно ощущали окрыляющее внимание и отеческую заботу Коммунистической партии, постоянно стремившейся увлечь художника благородной задачей служения народу, неустанно добивавшейся того, чтобы творчество помогало формированию коммунистического сознания, пробуждало инициативу и энергию трудящихся.

Советская литература, поставив в центр личность, формирующуюся в условиях новой общественной формации, сумела отобразить действительность в ее революционном развитии, раскрыть сложнейшие процессы духовной жизни нового мира, показать человека в действии, активном созидательном труде. Эта литература всегда несла человечеству высокие идеалы коммунизма, свободы и окрыляющей надежды. Достаточно вспомнить имена Горького и Шолохова, Маяковского и Есенина, Фадеева и Николая Островского, Леонова и Алексея Толстого, Федина и Твардовского, чтобы понять, сколь велик вклад советской литературы в мировую сокровищницу духовных ценностей.

Партия всегда подчеркивала великую созидательную миссию советской литературы, ее постоянно растущее значение в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры, ее бескомпромиссную борьбу против буржуазной идеологии. Вопросы развития литературы и ныне в центре внимания Коммунистической партии, ее Центрального Комитета. За минувшие пять лет Центральный Комитет нашей ленинской партии обнародовал ряд постановлений, имеющих определяющее значение для судеб социалистической культуры. Среди них – постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», «О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы», «О работе с творческой молодежью».

В этих партийных документах, открывающих перед деятелями литературы и искусства новые творческие перспективы, писатели находят ответы на самые острые вопросы времени, ключ к освоению духовных ценностей, вырабатываемых обществом развитого социализма.

Вчитываясь в текст новой Конституции, мы можем с гордостью сказать, что Союз писателей СССР, свято выполняя ленинский завет о превращении литературы в часть общепролетарского, общепартийного дела, многое сделал для того, чтобы художественное творчество было органически включено в созидательную деятельность народа, неразрывно связано с его трудом и помыслами.

На новой основе возродились и горьковские традиции советской литературы, утвердившиеся в годы легендарных первых пятилеток. Большие писательские бригады едут сегодня на ударные стройки пятилетки, чтобы встретиться с рабочими, колхозниками, представителями интеллигенции, чей труд служит неиссякаемым источником творческого вдохновения для художников слова. Писатели стали постоянными гостями геологов и нефтедобытчиков Тюменщины, металлургов Кузбасса и Магнитки, горняков Донбасса, автомобилестроителей Тольятти и Набережных Челнов, сельских тружеников Алтая и Нечерноземной зоны России, строителей Байкало-Амурской магистрали.

Добрых слов заслуживает инициатива литературно-художественных журналов, установивших шефство над ударными стройками коммунизма. Тесные творческие связи сложились у журнала «Октябрь» с нефтяниками Тюмени, у журнала «Знамя» – с рабочими КамАЗа и Атоммаша, у журнала «Новый мир»- с коллективом автозавода в Набережных Челнах, у журнала «Дружба народов» – со строителями Нурекской ГЭС…

Так на практике осуществляет Союз писателей СССР конституционное установление об участии массовых организаций в управлении государственными делами. Общественная активность советского писателя обусловлена самой природой искусства социалистического реализма, пронизанного пафосом гражданственности, одухотворенного высокой идеей служения народу.

В новой Конституции СССР зафиксированы успехи мудрой ленинской политики Коммунистической партии, направленной на упрочение интернационального социалистического единства народов СССР. Наше общество, говорится там, – «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся- патриотов и интернационалистов». Патриоты и интернационалисты – эти понятия в социалистическом обществе гармонически сочетаются.

Для художника Страны Советов нет более высокого и почетного долга, чем всем своим творчеством воспитывать в людях эти высокие и святые идеи. Советская многонациональная литература создается на 76 языках наций и народностей нашей страны, демонстрируя плодотворность ленинских принципов национальной политики. В условиях существования новой исторической общности людей – единого советского народа – неизмеримо углубились процессы взаимовлияния, взаимообогащения братских литератур народов Советского Союза. Впитывая все лучшее из культурного наследия каждого народа, советская литература представляет собой качественно новую ступень и духовного и художественного развития, уникальное явление в истории мировой культуры.

Идеи интернационализма, заложенные в основе новой Конституции, неразрывно связаны с внешней политикой СССР, оказывающей огромное влияние на политический климат планеты, – ленинской политикой мира.

Мы вправе гордиться тем, что первым декретом, принятым Советским правительством, был Декрет о мире. Что с докладом по этому кардинальному вопросу на II Всероссийском съезде Советов, ознаменовавшем рождение нового государства рабочих и крестьян, выступал Ленин.

Мы вправе гордиться тем, что Советский Союз выступил как первое в мире государство, которое ленинские принципы мирного сосуществования подняло до ранга Основного Закона. «СССР, – говорится в Конституции, – неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество…

В СССР пропаганда войны запрещается».

Вся деятельность Коммунистической партии, ее ленинского Центрального Комитета, лично Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева направлена на установление долгого и прочного мира на земле, Он подчеркивал, что реализм в политике и воля к разрядке, прогрессу в конечном счете возьмут верх и человечество сможет перешагнуть в двадцать первый век в условиях мира, надежного, как никогда в прошлом.

Большим событием в жизни народов не только Европы, но и всех других континентов стало Общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. Позитивные перемены, происшедшие в мире за последние два года в результате деятельности Советского Союза, других социалистических стран, свидетельствуют о том, что человечество встало на путь материализации разрядки. Заключительный акт, подписанный в Хельсинки, явился широкой программой деятельности государств по упрочению мира в Европе, – деятельности, которая рассчитана на длительный период.

Однако, произнося слова: борьба за мир, наивно полагать, что логическое ударение можно ставить только на последнем слове. Нет, борьба за мир есть именно борьба. И по мере того, как растут и крепнут возможности укрепить мир, увеличиваются и опасности, его подстерегающие: все еще размахивают потрепанным штандартом антикоммунизма мастодонты «холодной войны», все еще выдвигаются неофашистские лозунги на всякого рода сборищах ультраправых сил, все еще вытаскиваются на свет идейки «тотального наступления» на социализм, все еще стремятся задушить национально-освободительную и демократическую борьбу народов за свои права, все еще продолжается гонка вооружений…

Но после Хельсинки мир стал прочнее, а экономические, научные, культурные контакты – шире и богаче. И в процессе оздоровления климата на нашей планете литературе, этому важнейшему инструменту общения между народами, духовного познания общества и человека, принадлежит особое место. Художественное слово, утверждающее на протяжении веков идеи гуманизма, добра и справедливости, всегда играло высокую роль в духовной жизни человечества. Вспомним прекрасные слова, сказанные писателем, чье творчество ознаменовало собой «шаг вперед в художественном развитии всего человечества», – Львом Николаевичем Толстым: «Для того, чтобы художник знал, о чем ему должно говорить, нужно, чтобы он знал то, что свойственно всему человечеству и, вместе с тем, еще неизвестно ему, т. е. человечеству. Чтобы знать это, художнику нужно… быть участником в общей жизни человечества».

В нынешнее время эта роль «участника в общей жизни человечества» выросла необыкновенно: литература открыто поставила себя на службу народу, его социальному и духовному прогрессу. Может ли искусство поставить перед собой задачу более благородную, нежели бороться за мир и взаимопонимание, отстаивать разум и свет, нежели запечатлеть в художественных образах жизнь своих современников, способствовать духовному росту человека? Обращаясь к участникам и гостям X Московского международного кинофестиваля, товарищ Л. И. Брежнев подчеркивал, что предотвращение угрозы новой мировой войны, упрочение мира и международной безопасности – это дело не только политических партий и правительств. Особая роль в утверждении духа доброй воли, взаимного уважения и доверия между народами принадлежит общественности, деятелям культуры…

В Заключительном акте, подписанном в Хельсинки, говорится, что государства-участники выражают свое намерение продолжать поощрять организацию международных встреч творческих работников.

Одним из тех реальных дел, которые явились заметным вкладом в благородное дело борьбы за мир, сотрудничество, демократию и прогресс, стала Софийская международная встреча писателей. И тема ее была сформулирована четко и ясно: «Писатель и мир: дух Хельсинки и долг мастеров культуры».

  1. НАВСТРЕЧУ СОФИИ

Жаркий Берлин в июне 1976 года… Совещание руководителей Союзов писателей социалистических стран в Берлине. Это была тринадцатая традиционная встреча.

Встреча проходила после окончания Совещания в Хельсинки. Все были под впечатлением недавно обнародованных документов. И без преувеличения можно сказать, что речь товарища Л. И. Брежнева, где особо подчеркивалась роль интеллигенции, культуры и искусства в укреплении мира, дальнейшем закреплении процесса международной разрядки, нашла самый широкий отклик у участников встречи.

Все думали над тем, что могут и должны в этих условиях сделать писательские Союзы. Потому так активно и единодушно было встречено предложение, внесенное руководителем болгарской делегации, председателем Союза писателей Болгарии, академиком Пантелеем Заревым: в будущем году в Софии провести международную конференцию писателей, на которой обсудить, что делают и что могут сделать литераторы в поддержку духа Хельсинки, в развитие, в закрепление достигнутых соглашений.

Предложение П. Зарева было очень горячо поддержано. Мне вспоминаются беседы с Анной Зегерс, Германом Кантом, Максом Вальтером Шульцем (если называть имена наших друзей из ГДР), Имре Добози, руководителем Союза писателей Венгрии, То Хоаем, представлявшим Социалистический Вьетнам, товарищами из Чехословакии и Польши. Все сочли выдвинутое предложение в высшей степени важным и своевременным.

Мы прекрасно понимали, что организация подобной конференции потребует от болгарских коллег очень много сил, энергии, принесет им немало забот и хлопот. И вообще сможем ли мы подготовиться в течение одного года, ведь задача очень сложна и велика, хватит ли времени?

Конференция в Софии должна была продолжить благородную традицию конгрессов в защиту культуры 30-х годов, навсегда связанных с именами крупнейших художников нашего столетия: Максима Горького, Ромена Роллана, Анри Барбюса, Жан-Ришара Блока, Мартина Андерсена-Нексе, Томаса и Генриха Маннов, Бертольта Брехта, Михаила Кольцова, Александра Фадеева, Ильи Эренбурга и многих других. Известно, какой огромный международный резонанс вызвали эти писательские конгрессы.

Последняя встреча писателей мира состоялась 40 лет тому назад – в 1937 году. В борющуюся республиканскую Испанию съехались литераторы многих стран, чтобы в сражающейся против фашистских варваров стране сказать свое слово в защиту культуры и человека.

Сколько препятствий пришлось преодолевать представителям прогрессивной литературы мира, чтобы приехать на этот конгресс! Отказано в визе выдающемуся болгарскому поэту Людмилу Стоянову. Но он нелегально переходит франко-испанскую границу и произносит пламенную речь против фашизма, в защиту мира и справедливости. «Мы начали эту борьбу, – говорил тогда Л. Стоянов, – не на жизнь, а на смерть. Человечество стоит перед опасностью, которая может определить его существование на целые десятилетия. От нас, от сознательной борьбы интеллигенции, опирающейся на широкие народные массы всего мира, зависит, сумеем ли мы путем долгой разъяснительной работы, постоянной агитации остановить наступление зла, разгромить заговор врагов человечества».

Да, нелегко в те годы было организовывать встречи писателей. Не существовало тогда еще могучего лагеря социализма, той сплоченности, единства литераторов социалистических стран, которые выступают ныне на мировой арене как огромная сила не только потому, что создаваемая ими литература стоит в авангарде мирового художественного развития, но и потому, что писательские Союзы наших стран уже давно и плодотворно объединили свои усилия для решения сложнейших организационных и творческих задач, накопили большой опыт совместной работы и им по плечу любые начинания.

Вспомним, как единодушны были писатели стран социалистического содружества в своей помощи борющемуся вьетнамскому народу. На одной из координационных встреч руководителей писательских Союзов делегации докладывали: венгерская – в фонд Вьетнама собрано 250 миллионов форинтов; польская – сделаны радиопередачи и фильмы, посвященные Вьетнаму, выпущены книги; делегация ГДР – писателями собраны денежные средства, – причем проходила эта кампания под конкретными лозунгами: «Велосипеды для Вьетнама», «Ток для Вьетнама», «Здоровье – Вьетнаму»… Примеры можно продолжить.

Мы предвидели, что инициатива болгарских товарищей, принятая и поддержанная участниками Берлинской встречи, вызовет противодействие наших идеологических противников. Но не могли предположить, что уже сообщение о принятом решении вызовет такую яростную реакцию врагов. Ими были предприняты попытки организовать контрмероприятия, которые бы сделали невозможным проведение встречи писателей в Софий. Через неделю, максимум через десять дней появилось сообщение о том, что ряд писательских организаций Европейских стран предлагает провести осенью 1976 года в одном из швейцарских курортов встречу писателей Европы. Правда, конференция эта, о которой европейская западная печать писала довольно много, так и не состоялась.

Спустя несколько месяцев появилось другое сообщение – о предстоящей встрече европейских литераторов, на этот раз – в ФРГ. Судьба ее оказалась такой же.

Объявлялось и о встрече писателей Европы в Греции – с тем же результатом. Состоялась лишь встреча в Западном Берлине. Но она оказалась очень узкой как по числу участников, так и по представленным странам. Кстати говоря, некоторые из участников этой встречи критиковали ее организаторов за то, что не были приглашены писатели из Европейских социалистических стран. В результате она свелась только к обсуждению вопросов материально-правового положения писателей в западных странах.

А чего стоили вдруг заполнившие западную прессу сообщения о том, что в Болгарии якобы преследуют писателей, что находится в тюрьме и подвергается репрессиям один из старейших и уважаемых писателей страны Камен Калчев? Как можно ехать в страну, в которой, дескать, такое отношение к творческой интеллигенции. Конечно, ничего, кроме конфуза, из этой кампании не получилось. Камен Калчев, народный деятель культуры, Герой Социалистического Труда НРБ, выступил по телевидению и в печати с гневной отповедью клеветникам, и даже западные газеты вынуждены были признать, что опубликованные ими сообщения не соответствовали действительности.

Сейчас, спустя несколько месяцев после успешного завершения Софийской конференции, может быть, и не стоило говорить обо всех этих, мягко выражаясь, некрасивых акциях. Но, вероятно, о них следует помнить, хотя бы для того, чтобы знать: в мире есть еще силы, которые, прикрываясь красивыми фразами о поддержке духа разрядки, духа Хельсинки, на самом деле делают все, дабы не допустить претворения их в жизнь.

А между тем подготовка к конференции разворачивалась полным ходом. На очередной четырнадцатой встрече руководителей Союзов писателей социалистических стран (Будапешт, апрель 1977 года) болгарская делегация сообщила, что в поддержку идеи встречи в Софии выступило 70 виднейших писателей Европы, США и Канады (заметим сразу, что большая часть из них приехала затем в Софию). И, читая строки воззвания, под которым стояли подписи авторитетнейших мастеров мировой литературы, уже никто не сомневался в том, что конференция в Софии состоится. Не знали мы тогда другого: что на встречу эту приедет писателей больше, чем ожидалось. И интерес к ней, и общественный резонанс, вызванный этой встречей, окажутся гораздо сильнее, чем можно было предполагать вначале.

Наверное, не будет нескромным признать, что свой вклад в подготовку Софийского форума внес и Союз писателей СССР. Наш творческий союз еще на своем Первом съезде заявил, что советские литераторы готовы силой художественного слова отстаивать революционные гуманистические идеалы, бороться за мир и социализм, стараются делать все, что способствовало бы укреплению деловых дружеских контактов со своими коллегами во всех странах мира. И это заявление, сделанное более сорока лет назад, не раз подтверждалось затем практическими делами: ныне Союз писателей СССР поддерживает профессиональные контакты с литераторами более чем ста стран.

Вопросы международной деятельности Союза писателей обсуждались – впервые в нашей практике и истории – на специальном пленуме. Его участники глубоко и заинтересованно рассматривали проблемы, связанные с международными контактами, размышляли о том, как сделать их более широкими и творчески действенными, эффективными.

Состоялся и пленум Союза писателей РСФСР, посвященный роли литературы в международном процессе разрядки, в укреплении духа Хельсинки. Вышел специальный номер журнала «Вопросы литературы», на обложке которого значится: «Писатели мира в борьбе за мир»; номер, который открывает Михаил Шолохов и завершает Константин Федин; номер, в котором выступило более пятидесяти крупнейших художников слова современности. Эта журнальная книжка получила широкий резонанс не только в братских странах социализма, но была с интересом встречена многими писателями Европы, США, Латинской Америки. Другие наши журналы, «Литературная газета» все время энергично поддерживали идею созыва Софийской встречи.

Но вот волнения, заботы, все то, что предшествовало ей, осталось позади. Наступило 7 июня 1977 года.

  1. МИР – НАДЕЖДА ПЛАНЕТЫ

В этот день в одном из центральных залов Софии «Москва» открылся международный писательский форум, на котором присутствовало более 150 писателей, представляющих 34 страны, а также ряд международных писательских организаций (МАЛК, Ассоциация писателей стран Азии и Африки и др.). Литераторы самых разных художественных направлений и стилей, разного национального, творческого опыта, а иногда и идейных позиций собрались вместе, и цель их была – открыто, в полный голос заявить о своей готовности вместе с миллионами людей доброй воли отстоять мир, не допустить, чтобы наша планета погибла в пламени термоядерной войны. Конференция отразила умонастроения литераторов различных философских, политических и эстетических взглядов, отчетливо проявила их отношение к политике разрядки международной напряженности, безопасности и сотрудничества народов и к противостоящей ей империалистической политике нагнетания страха, раздувания распрей и локальных войн между народами, к политике балансирования на грани войны. Девизом форума стали слова: мир – наша надежда. И для каждого из присутствовавших на конференции писателей участие в борьбе за мир, за прекращение гонки вооружений, социальный прогресс и справедливость было продиктовано не только разумом, но и велением сердца.

О высокой ответственности писателя за судьбы мира на земле, о той роли, которую призвана играть литература в этом благородном деле, говорилось в приветствиях Первого секретаря ЦК БКП, Председателя Государственного Совета НРБ товарища Тодора Живкова и Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева, которые были зачитаны в день открытия конференции.

Цитировать

Верченко, Ю. «Быть участником в общей жизни человечества» / Ю. Верченко // Вопросы литературы. - 1977 - №11. - C. 155-188
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке