№10, 1961/Зарубежная литература и искусство

Борьба за второе освобождение

Победа революции на Кубе, одной из самых малых стран западного полушария, отстоящей на расстоянии пушечного выстрела от границ самой могущественной империалистической державы, принадлежит к числу важнейших событий в борьбе против мирового колониализма. Она возвестила начало новой эпохи в истории Латинской Америки, эпохи ликвидации империалистического господства на американской земле. Как образно выразился Фидель Кастро и как повторяют сейчас все патриоты континента, на повестку дня встала «борьба за второе освобождение» Латинской Америки.

Первая освободительная война, которая полтора века тому назад покончила с колониальным игом феодальной Испании, не принесла полной независимости народам Нового Света. Молодые, формально самостоятельные республики, возникшие на обломках испанской империи, сразу же попали под власть новых колонизаторов, сначала капиталистических, а затем, в XX веке, – империалистических, главным образом североамериканских. Не раз поднимались народы Латинской Америки на борьбу против колониального ига, не раз одерживали они временные победы, но ни разу не удавалось им покончить с властью империализма. Впервые осуществила эту великую задачу Куба, решительно и бесповоротно вставшая на путь экономического, социального преобразования. Революционная Куба стоит сейчас в авангарде освободительного движения всей Латинской Америки.

«Нет большей радости в 150-летнюю годовщину Независимости, чем видеть Кубу наших дней, где освобождение от иностранного гнета впервые в истории Латинской Америки стало реальностью, полной и ощутимой», – говорил чилийский писатель В. Тейтелъбойм. «Сегодня, когда народы Латинской Америки начинают вторую и последнюю главу борьбы за свою независимость, – пишет в своей книге о Кубе аргентинский романист Альфредо Варела, – лучезарное Карибское море посылает нам свой свет и свою бодрость духа… Звезда Кубы сияет для всего нашего континента!» 1. В своем недавнем выступлении на страницах кубинского журнала мексиканский писатель Карлос Фуентес прямо говорит о необходимости революционных мер борьбы за независимость стран Латинской Америки: «Я говорю революционных потому, что только политические преобразования, при которых экономическим развитием руководит истинно демократическое национальное правительство, может ликвидировать уродливую общественную структуру, порожденную колониализмом» 2. Сегодняшняя антиколониальная литература Латинской Америки теснейшим образом связана с теми огромной важности историческими событиями, которые происходят сейчас на этом континенте.

Значение процессов, происходящих в литературе, станет особенно ясным, если мы обратимся к краткой характеристике тех антиколониалистских традиций, которые уже возникли и сформировались в латиноамериканской литературе предшествующего этапа.

* * *

Начало и развитие этих традиций в основном относится к периоду, когда под влиянием событий международного значения – первой мировой войны и Великой Октябрьской революции – в странах Латинской Америки началось пробуждение народных масс, первые вспышки антиимпериалистической борьбы. Во втором и третьем десятилетиях нашего века начал развиваться в латиноамериканской литературе социальный реалистический роман, впервые обратившийся к изображению острейших противоречий национальной действительности, жизни угнетенных народов.

С самого своего зарождения социальный роман Латинской Америки бросил вызов европейскому колониальному роману, рисовавшему поверхностно-экзотический облик заморских стран и восхвалявшему цивилизаторскую миссию колонизаторов. Далекий мир тропиков, который в указанном направлений европейского романа выступал в дымке чарующей таинственности, в литературе Латинской Америки предстал во всей его жестокой физической и социальной реальности. Он был увиден не глазами паладинов буржуазной цивилизации, а глазами их жертв, тех, кто знал изнанку капиталистического «прогресса» в отсталых странах. Поэтому-то по-иному выглядела у писателей Латинской Америки и картина природы – она была неумолима и враждебна человеку, и картина жизни людей – она была полна бедствий и страданий.

Немало романов было целиком посвящено разоблачению хищнического разграбления иностранными и прежде всего американскими монополиями естественных богатств Латинской Америки, издавна ставших проклятием ее народов; обогащая хищников, они несли разорение и нищету тем, кто эти богатства добывал. «Стоит задуматься над тем, – писал выдающийся критик, писатель и общественный деятель Кубы Хуан Маринельо, – что очень хорошие романы, появившиеся в последнее время, названы именем или псевдонимом наших основных продуктов – «Какао», «Нефть», «Сын селитры», «Мамита Юнай» 3 (в известном романе костариканского писателя Фальяса североамериканская монополия «Юнайтед Фрут» фигурирует в заглавии так, как ее иронически зовут рабочие – «мамита (мамаша) Юнай»). И если добавить к этому списку еще ряд подобных заглавий романов – «Вольфрам», «Уголь», «Дьявольский металл», то станет особенно ясно, какое важное место заняли в латиноамериканской литературе произведения, проникнутые протестом против грабежа иностранных монополий.

Гневное разоблачение империалистической политики не было, однако, единственным проявлением антиколониального духа литературы. Ведь колониализм не сводится лишь к прямому господству, засилию империалистических сил в зависимой стране, но и включает в себя всю уродливую систему социально-экономической, политической жизни, порожденную этим господством: сохранение феодальных отношений, власть латифундизма, диктаторские режимы, экономическая отсталость, нищета, безграмотность народа. Произведения, в которых эти важнейшие проблемы жизни угнетенных наций нашли свое художественное воплощение, также носили антиколониальный характер. Этот дух антиколониализма был присущ и романам Гальегоса, обличавшим феодальный деспотизм в Венецуэле, и роману Астуриаса «Сеньор президент», в котором была нарисована мрачная картина террора в одной из центральноамериканских республик, и многим романам, посвященным трагической участи индейцев.

Большинству социальных романов, созданных в Латинской Америке в период между первой и второй мировыми войнами, был присущ резкий критицизм по отношению к уродливым явлениям общественной жизни стран, угнетенных вековой колониальной зависимостью, и вместе с тем чувство безысходности, трагизма. Не случайно, что появился даже термин «пессимистический реализм», которым определяли большинство произведений латиноамериканских писателей, чей гнев сливался с отчаянием, неверием в возможность изменить мир.

После второй мировой войны и особенно в последнее десятилетие, когда вместе с усилением экспансии США росло и национально-освободительное движение народов Латинской Америки, антиколониальные мотивы в ее литературе стали звучать все сильнее. Появляются новые тенденции и в творчестве писателей критического реализма, и в творчестве тех писателей, которые становятся на позиции социалистического реализма.

В эти годы получает дальнейшее развитие литература, прямо разоблачающая колонизаторскую политику США (роман костариканского писателя Хоакина Гутьерреса «Пуэрто Лимон», Панамского писателя Хоакина Беленьо «Зеленая луна», мексиканского писателя Хосе Мансисидора «Восход над пропастью», романы Мигеля Анхеля Астуриаса). В Колумбии возникло целое направление в литературе – так называемые «романы о насилии», исполненные страстного протеста против ужасов террористической диктатуры, установившейся в стране при прямой поддержке США; особую известность получил роман колумбийского писателя Даниэля Кайседо «Сухой ветер». Роман крупного венецуэльского писателя Мигеля Отеро Сильва «Мертвые дома», рассказавший о немыслимых страданиях людей в одном из заброшенных уголков страны, – это еще один обвинительный документ режиму диктатуры, от которой так много и долго страдала его родина. Сатирически рисует мексиканский писатель Карлос Фуентес в своем романе «Наипрозрачнейшая область» разложение верхушки мексиканской буржуазии, раболепно копирующей повадки своих северных хозяев. Пьеса аргентинского драматурга Освальдо Драгуна «Чума пришла с Милоса» в форме исторической аллегории разоблачает агрессивную политику США в Латинской Америке и лозунг «антикоммунизма» как средство борьбы против освободительного движения народов.

В последнее десятилетие в развитии романа Латинской Америки возникла тенденция ко все более полному и широкому художественному анализу национальной действительности, к созданию романа-эпопеи. Такую попытку предпринял эквадорский романист Альфредо Пареха Диескансеко, который в романе «Предупреждение» (1956), первой части будущей трилогии, дал картину жизни различных слоев общества в момент бурных революционных событий 1925 года. Такую же цель поставил перед собой и Жоржи Амаду в романе «Подполье свободы». В нем с позиций революционного народа нарисована картина жизни бразильского общества накануне второй мировой войны. Антиколониальная направленность этого романа обнаруживается не только в той его части, которая посвящена непосредственно захвату долины Салгадо американским капиталом, но и в целой галерее образов прислужников империализма и, главное, в той картине мужественной борьбы, которую ведет народ и коммунистическая партия Бразилии за национальные интересы своей родины.

Пафосом борьбы пронизаны романы чилийских писателей В. Тейтельбойма («Сын селитры», «Семя на песке»), Б. Кастро («Мой товарищ отец»), боливийского писателя Хесуса Лары («Яварнинчи»).

Таким образом в литературе Латинской Америки последнего десятилетия антиколониальная тематика не только расширяется, но и все более окрашивается духом активного протеста, борьбы против угнетателей. Недаром известный драматург США Артур Миллер предлагал задуматься над антиимпериалистической направленностью латиноамериканской литературы тем своим соотечественникам, которые руководят политикой по отношению к этим странам: «Интересно, есть ли в правительстве (имеется в виду правительство США. – В. К.) хоть один человек, занимающийся проблемами Латинской Америки, который умел бы читать и по-настоящему понимать произведения литературы и драматургии латиноамериканских писателей. Ведь эти произведения раскрывают настроения народа неизмеримо глубже, чем любая газета» 4. Современный антиколониальный роман Латинской Америки является художественным выражением не только трагедии ее народов, как это было в основном на предшествующем этапе, но и их активного, все нарастающего протеста и борьбы.

Обратившись к некоторым основным произведениям прошедшего года, мы видим, что идея революционного свержения ига колониализма, исторический оптимизм становятся главной их общей особенностью, получающей чрезвычайно богатое и разнообразное воплощение. Это в полной мере относится и к последним произведениям крупнейших мастеров литературы – Пабло Неруды (поэме «Песнь о подвиге») и Мигеля Анхеля Астуриаса (роману «Глаза погребенных»), к первым книгам молодых писателей, удостоенных премии на континентальном литературном конкурсе в Гаване в 1960 году (пьесе «Святая Иоанна Американская» аргентинского драматурга Андреса Лисаррага, роману «Бертильон 166» кубинского писателя Солера Пуига).

Сегодня в творчестве писателей Латинской Америки не только воплощаются освободительные устремления ее народов, не только изображаются попытки борьбы, ее частные успехи, но и возникает картина революционной борьбы в широких масштабах. Новые мотивы и образы в антиколониальной литературе Латинской Америки являются выражением нового этапа в ее освободительной борьбе.

Последний роман гватемальского писателя Мигеля Анхеля Астуриаса «Глаза погребенных» (1960) является заключительной частью его трилогии о судьбе гватемальского крестьянства в XX веке, начатой им десять лет назад. Для того чтобы понять значение этой книги, оценить то принципиально новое, что в ней содержится, необходимо сравнить ее с двумя предшествующими романами.

В первой части трилогии – романе «Сильный ветер» (1950) – раскрывается жесточайший конфликт между североамериканской монополией «Тропикаль Платанера» и крестьянами-индейцами, жертвами ее захватнической политики. Мироощущением этих наивных, суеверных, близких к природе индейцев, их анимистическими представлениями пронизана вся атмосфера книги.

  1. «Иностранная литература», 1960, N 12, стр. 225, 209.[]
  2. «Casa de Americas», Habana, 1960, N 4.[]
  3. Juan Marinello, Jose Marti escritor americano, Mexico, 1958, p. 324.[]
  4. »За рубежом», 18 марта 1961 года. []

Цитировать

Кутейщикова, В. Борьба за второе освобождение / В. Кутейщикова // Вопросы литературы. - 1961 - №10. - C. 173-184
Копировать