Борьба за мир – жизненная тема литературы
«Основной вопрос современности» – так в Программе Коммунистической партии Советского Союза определено значение проблемы войны и мира, от которой сейчас зависит жизнь и смерть сотен миллионов людей.
Редакция обратилась к ряду зарубежных писателей с просьбой рассказать о том, как они понимают задачи и роль литературы в борьбе за мир, что они и их коллеги делают в этом направлении, какие проблемы писательского творчества представляются им актуальными для современного этапа литературного развития, с просьбой поделиться своими творческими планами.
Публикуемая в этом номере первая часть выступлений дает представление об усилившемся отпоре со стороны передовых писателей человеконенавистнической пропаганде агрессии и ядерной войны, о растущей во всех уголках земного шара симпатии к советскому народу и государству, последовательно защищающим мир.
Прогрессивные писатели подчеркивают, что служение народу, защита народных чаяний и интересов – единственный путь создания высокого искусства, дарящего людям правду и красоту. Одна из актуальнейших задач литературы, заявляют авторы ряда публикуемых выступлений, – борьба с враждебными реализму течениями, дающими искаженную картину жизни современного общества, уводящими от жизненно важных проблем. Растлевающему влиянию декаданса, который отказывается от гуманистических ценностей и ответственности за будущее, разоружает человека перед лицом угрозы атомной войны, прогрессивная реалистическая литература противопоставляет веру в силу человеческого разума, в волю народов, жаждущих мира, счастья, свободы. В тесной связи с жизнью и борьбой народов прогрессивные писатели видят истоки настоящего искусства.
ДЖОГДЖИД СИНГХ АНАНД (Индия)
Движение за мир в Пенджабе и литературные произведения на пенджабском языке существуют и оказывают влияние друг на друга с начала 50-х годов. Наиболее известные из молодых поэтов и писателей, которые стали выступать в литературе после достижения нами независимости в 1947 году, написали свои первые стихи и рассказы под непосредственным влиянием движения за мир. А их произведения, в свою очередь, послужили стимулом для движения за мир.
Кроме традиционных антивоенных тем, отражающих чувства пенджабских матерей, жен и сестер (а в Пенджабе в основном набирали новобранцев для английской индийской армии, и тысячи и тысячи юношей нашли свою безвременную смерть в других странах во время второй мировой войны), их темами были трагедия Хиросимы – Нагасаки и война в Корее.
Эта тенденция стала настолько сильной, что даже старые и установившиеся писатели должны были обратиться к темам мира; вспомним прекрасные стихи профессора Мохан Сингха о мучениях Розенбергов. События в Египте в 1956 году, Иракская революция 1958 года, Алжир, гибель Патриса Лумумбы, Куба, смерть Жолио-Кюри – вот лишь некоторые из событий последнего времени, на которые отозвались наши известные писатели – Сутикх Сингх Джир, Гурхаран Сингх Рампури, Сурджит Рампури, Тера Сингх Чан.
В настоящее время многие из моих коллег участвуют в движении за мир или непосредственно, или своими литературными произведениями. Выдающимися примерами могут служить: наш виднейший прозаик С. Гурбакхш Сингх – один из руководителей Всеиндийского Совета мира, переименовавший сейчас свой журнал «Любовь» в «Мир», потому что он неустанно призывает к миру; виднейший поэт Мохан Сингх, президент пенджабского Комитета защиты мира, продолжает писать прекрасные стихи о мире. Что касается меня лично, то я – эссеист и критик. Одно из моих эссе, весьма одобрительно встреченное читателями, посвящено первому советскому спутнику, запущенному в 1957 году; я пытался связать это огромное событие с борьбой за мир и показать усиление этой борьбы после выдающегося достижения советской науки.
Какие проблемы стоят в настоящее время перед пенджабскими писателями? Это проблема осознания современной действительности в Индии, показа ее в художественной форме, и проблема будущего. Индия не является развитой страной, она пытается быстрейшим образом преодолеть наследие своего колониального прошлого и создать независимую экономику. Хотя ее связи с социалистическим лагерем растут и она получает значительную помощь от Советского Союза и многих других социалистических стран, тем не менее, ее экономика является частью мировой капиталистической экономики. Создание государственного сектора и развитие некоторых отраслей промышленности, усиливающих экономику и дающих ей возможность противостоять империалистическому нажиму, является позитивным аспектом данной ситуации, хотя перспективы развития все еще остаются туманными и неопределенными.
Все это находит свое отражение в области литературы. Характерны три направления. Часть писателей, социалистов или прогрессивных по убеждениям, не могут разглядеть нового в сложившейся ситуации и изображают действительность Индии в весьма черных красках, к которым они привыкли со времен английского господства. Другая часть писателей, также имеющих в основном прогрессивные взгляды, колеблется и начинает некритически относиться или же преувеличивать позитивные аспекты развития Индии. Третья же группа все еще предпочитает не касаться современного положения Индии, а писать на современные международные темы или на темы более раннего исторического периода.
Все это говорит о слабости живого, непосредственного контакта у прогрессивного писателя с его народом, чьи чаяния и стремления он призван исследовать и сочувственно отобразить. В результате страдает само литературное произведение, а всевозможные оппортунистические и реакционные тенденции начинают подниматься под лозунгом: «Прогрессивные зашли в тупик, теперь необходимы новые эксперименты, движение за экспериментализм». Этот «экспериментализм» является не чем иным, как новым флагом, прикрывающим попытки реакции повернуть назад.
В мои личные планы на ближайшее будущее входит написать книгу о моих поездках в социалистические страны Европы – «Окно в социалистический мир». Я был в Венгрии, Болгарии, Чехословакии, ГДР и Польше, а также в Советском Союзе, встречался там со многими людьми. Некоторые из записей о моих впечатлениях я отослал домой, и они были опубликованы в периодической печати. Все это показывает, как сильно интересуется наш народ жизнью и работой народа в социалистических странах.
Я надеюсь, что книга, которую я задумал, поможет укреплению связей между индийским народом и народами социалистических стран и тем самым послужит укреплению дела мира и дружбы между народами.
Перевел с английского В. Коткин.
ЭРАСМО БАРРИОС ВИЛЬЯ (Боливия)
От современного Человека зависит не только его сегодняшний, но и его завтрашний день.
Вчерашние сражения, кровопролитные бои, в которых солдаты гибли, отвоевывая клочок земли и лавры победы, теперь кажутся нам романтической легендой в сравнении с пагубной перспективой атомной войны. Теперь для сражений не нужны были бы армии – в несколько минут наступила бы смерть и полное разрушение, гибель человечества и всего того, что было создано им ценою тяжкого труда в течение веков. Все погрузилось бы во мрак и пепел, и начать заново было бы уже невозможно.
В борьбе за уничтожение ненависти и недоверия и за создание фундамента прочного мира ни одно литературное течение, ни один писатель, интеллигент не может уклониться от ответственности, так как современность настоятельно требует от них изучать перспективы прогресса, создаваемого в мирных условиях, и покончить со всем, что мешает развитию братских связей между народами и что рождает в сердцах людей ненависть и боязнь увидеть в развалинах все, что создано веками.
Литература не только вбирает в себя красоту во всех ее проявлениях и воплощает в словах все человеческое, она является также страстным выразителем желаний народа, направляет его стремления в нужное русло и в конечном счете возглавляет его борьбу за новый мир.
Народ знает, к чему он стремится, хотя часто не может выразить свое глубокое беспокойство и свои высокие стремления. Именно здесь литература начинает играть свою роль, и именно здесь мы, писатели, своими произведениями выражаем многие мечты и чаяния народа и освещаем ему путь вперед.
Своим творчеством мы выполняем свой долг перед теми, частью которых являемся, то есть перед трудящимися массами.
Боливия, как и другие страны, прошла через различные этапы своего экономического, политического и культурного развития и в данный исторический момент также выдвинула целый ряд писателей, художников и деятелей культуры, сплоченных общими идеями. Правда, у нас есть свои специфические особенности, свои идеологические течения, но все должно быть направлено к одной цели – сохранить мирную жизнь народа.
Когда конечной целью является всеобщий мир, необходимо прежде всего бороться за ликвидацию неоколониализма и эксплуатации человека человеком. Именно так понимают эту задачу народы Латинской Америки, Азии и Африки, и именно здесь мы, писатели, ведем постоянную борьбу своим литературным трудом, своими прямыми контактами с трудящимися массами на заводах и фабриках, на ассамблеях, митингах и собраниях.
Самая важная проблема художественного творчества в эти дни – это дать народу правильное и разумное направление его пути. Эту проблему по-разному решают все литературные жанры (журналистика, роман, рассказ, памфлет, поэзия и т. п.); но я считаю, что в наши дни особо важную роль играет очерк как идеологическое выражение социальных, политических, экономических и культурных проблем каждого народа.
Недавно я кончил работу, посвященную революциям в Латинской Америке, которая скоро будет опубликована. После моей поездки по некоторым странам Америки и Европы, особенно странам социализма, я намереваюсь рассказать рабочим правду обо всем, что я увидел, и о том, что их интересует. Я всегда буду бороться за всеобщий мир, за цели моей страны и ее рабочего класса: за экономическое и политическое освобождение Боливии, за интернациональную солидарность рабочего класса. Много задач стоит перед активным борцом. Соединим силы народа для выполнения этих задач и выйдем на путь победы!
Перевела с испанского А. Гольдина.
Г. КАРЛАЙЛЬ (США)
Нелегко точно определить роль, которую играет литература в Соединенных Штатах в борьбе за мирное сосуществование и разоружение, так как невозможно сколько-нибудь полно учесть огромное множество публикуемых книг и журналов.
Можно выделить относительно немногочисленные произведения художественной литературы – романы, стихи и публицистику, которые прямо или косвенно затрагивают этот вопрос. Лишь немногие известные американские писатели использовали свой моральный авторитет для того, чтобы выступить по таким важным общественным вопросам, как мир и сохранение гражданских прав и свобод, что является неотъемлемой частью борьбы за мир.
Тем не менее следует принять во внимание ряд талантливых романов, рассказов, стихов, а также публицистических произведений, которые развивают в читателях чувства любви и уважения к человеку и тем самым способствуют сохранению этих ценностей, столь важных для сохранения мира.
Эта литература находится в резком контрасте с огромным потоком низкопробного чтива, прославляющего насилие. Чтиво это проникает во все сферы общественной жизни и особенно влияет на так называемые массовые формы культуры (определяет характер дешевых изданий, книг в бумажных обложках).
Распространяясь массовыми тиражами, такая литература систематически портит вкусы людей и способствует распространению идеологии поджигателей войны, стремящихся к раздуванию военного психоза.
С другой стороны, у нас есть известное число молодых писателей и поэтов, среди них и некоторые «битники», бросающих вызов конформизму и черпающих силы в борьбе за мир и в сопротивлении тем кругам, которые могут увлечь на путь войны. Произведения этих литераторов печатаются большей частью в небольших журналах, которых сейчас много издается в США, а также в дешевых изданиях, находя себе все более широкую читательскую аудиторию, часть которой научилась разбираться в преподносимой ей литературе.
Затем у нас есть такие писатели, которые выступают со статьями, эссе, литературными очерками, стихами в либеральных и прогрессивных журналах. Многие из этих изданий всецело посвятили себя борьбе за мир и гражданские свободы.
Что касается моего личного участия в борьбе за мир, то я выступал с докладами, много писал, проводил собрания в защиту мира. Совсем недавно я был вынужден навсегда покинуть Соединенные Штаты по закону об иммиграции и подданстве, являющемся частью фашистского комплекса в юридической области.
Я уверен, что многие писатели-профессионалы, работающие в кино, телевидении и радио, а также в литературе, сочувствуют борьбе за мир (быть может, на побережье Тихого океана в большей степени, чем где-либо в другом месте в США). Но они опасаются черных списков, при помощи которых изгнали многих талантливых писателей из театра, радио и телевидения и которыми на протяжении последних пятнадцати лет обострения «холодной войны» всячески запугивали писателей.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.