№12, 1981/Обзоры и рецензии

Библиография Александра Блока

«Русские советские писатели. Поэты. Биобиблиографический указатель», т. 3. ч. II. «А. А. Блок», «Книга», М. 1980, 342 стр. Составители: И. В. Алексахина, Н. В. Гужиева, Т. П. Дорина, Н. Г. Захаренко, Н. И. Кузнецова, В. В. Серебрякова, И. В. Ханукаева, Л. С. Шепелева. Редакторы тома: Н. Г. Захаренко, В. В. Серебрякова.

Коллектив библиографов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина подготовил полную научную библиографию Блока, которая вышла отдельной книгой в составе многотомного библиографического издания «Русские советские писатели. Поэты». Этой книге, выход которой был приурочен к 100-летию со дня рождения великого поэта, по-видимому, обеспечена долгая жизнь.

Такого указателя до сих пор не было. В 20-е годы, вскоре после смерти поэта, появился ряд библиографических справочников, посвященных Блоку. В 1922 году был опубликован первый список литературы о Блоке, подготовленный П. Медведевым1. Он содержал 143 номера. В 1923 году была издана библиография, составленная Н. Ашукиным2. В 1926 и 1929 появилось еще два указателя3. Однако все эти библиографические перечни составлялись без учета многих источников, поэтому в них отмечено большое количество пробелов, неточностей и ошибок. К тому же в отборе материалов и структуре этих справочников не было необходимого единства и преемственности. Из указателей, выходивших в недавнем прошлом, наиболее полными оказались списки литературы о Блоке, опубликованные в 1959 и 1972 годах и охватывающие материал за 1928 – 1970 годы4. Эти и другие указатели, выходившие в разное время, содержат материалы для библиографии, но все они, вместе взятые, не могут заменить целостную и полную библиографию Блока, потребность в которой назрела давно и с каждым новым шагом в изучении литературного наследия поэта становилась все более настоятельной5.

Задача создания наиболее полного библиографического свода блокианы потребовала от составителей поистине огромного труда. Были проведены исчерпывающие разыскания, просмотрены тысячи книг, сборников и журнально-газетных периодических изданий. В результате этой работы в указатель вошло примерно 10000 описаний. В нем учтены все публикации текстов Блока и вся литература о его жизни и творчестве за 1902 – 1978 годы, приведен список всей справочно-библиографической литературы и включены материалы на тему «А. А. Блок в художественной литературе».

Особую ценность для читателей и исследователей Блока представляет список всех стихотворных блоковских текстов, библиографическая подготовка которого связана с кропотливым и трудоемким поиском. Исходными в данном случае послужили указатели, составленные самим поэтом. В рукописном отделе ИРЛИ в архиве Блока хранятся десять тетрадей беловых автографов его стихотворений. Девять тетрадей снабжены указателями, содержащими сведения о публикациях в периодике и авторских сборниках. Составлением этих указателей Блок занимался с ноября 1913 года, неоднократно возвращался к ним и продолжал эту работу до конца жизни.

После смерти поэта Л. Д. Блок намеревалась их опубликовать. С этой целью она соединила блоковские списки, приложенные к первым девяти тетрадям, в единый «Список всех стихотворений А. А. Блока (библиографический указатель)», составленный, по-видимому, не позднее 1925 года. Этот список также хранится в ИРЛИ. В сопроводительных записках к предполагавшемуся изданию Л. Д. Блок писала: «Он составлен по записям А. А. и не проверен по указанным источникам». В другой записке: «Списки не полны – это знал Ал. Ал., но более подробных сведений о том, где печатались стихи, у него не было». «Библиографический список не претендует на полность и абсолютную точность, – подчеркивала Любовь Дмитриевна, – этот указатель может служить только исходным пунктом для занимающихся библиографией А. Блока и ждет их компетентных добавлений и исправлений».

Сводный «Хронологический указатель» стихотворений Блока был впервые напечатан в 1933 году как приложение к пятому тому 12-томного Собрания сочинений Блока. В нем полностью воспроизведена структура «Списка», подготовленного Л. Д. Блок и, следовательно, списка, составленного самим поэтом, но внесены необходимые исправления и дополнения (всего около тридцати). К сожалению, в «Хронологическом указателе» были повторены ошибки, которые содержались в списках Блока. Между тем именно этот указатель многие годы оставался единственным источником библиографических сведений в этой области, и пробелы и ошибки, содержащиеся в нем, неоднократно воспроизводились в научной литературе о Блоке и в комментариях к наиболее авторитетным изданиям поэта.

Редакторы и составители нового указателя подчеркивают, что «устранить многократно повторяемые ошибки, восполнить пробелы, дать советскому блоковедению более надежную источниковедческую базу можно было лишь на новой основе – обязательного просмотра и росписи широкого круга периодических изданий, привлекая «Хронологический указатель» (как и некоторые другие библиографические материалы) в качестве вторичного источника». В итоге этой работы только по материалам одного раздела – публикаций стихотворений Блока в периодике и коллективных сборниках – введено в научный оборот не менее ста исправлений и дополнений, уточнены или разысканы ранее не установленные первые публикации 25 стихотворений. Выяснилось, например, что стихотворение «Благоуханных дней теченье…» впервые было опубликовано не в журнале «Записки мечтателей», 1919, N 1, как это указано в «Хронологическом указателе» 1933 года и повторено во многих комментированных изданиях, а значительно раньше – в журнале «Основы богатства», 1910 – 1911, N 2. Или, скажем, стихотворение «Заклинание» впервые увидело свет не в посмертном сборнике неизданных стихотворений Блока в 1926 году, а при жизни поэта – в 1919 году в воронежском журнале «Сирена» (N 4 – 5), и т. д.

Подобные уточнения имеют первостепенный интерес для исследователей Блока, и, пожалуй, не только для них. Во всяком случае, библиографические уточнения и дополнения, внесенные в указатель, значительно облегчат текстологическую подготовку предстоящего академического издания полного собрания сочинений Блока.

Библиография материалов о жизни и творчестве Блока составляет больше половины объема книги. Этот список значительно полнее, чем во всех предыдущих указателях, особенно в отражении прижизненной критической литературы. Так, например, в указателях Н. Ашукина и Е. Никитиной за 1904 год зарегистрировано лишь два отзыва о стихах Блока, в новом указателе их 10; соответственно: в 1907 – 16 и 85, в 1908 – 19 и 69, в 1909 – 8 (10) и 57, в 1918 – 14 (22) и 82 и т. д. Не приходится говорить о том, насколько отчетливее и конкретнее становится теперь картина проникновения поэзии Блока в сознание его современников и в литературный процесс эпохи.

В данном томе литература о писателе включена в единый хронологический ряд (в отличие от тематической группировки материалов в предыдущих томах этого издания), и это, как справедливо замечают составители, «дает возможность представить историю литературно-критического и научного освоения наследия А. Блока». Такая история еще не написана, может быть, и потому, что в распоряжении литературоведов до сих пор не было надежного библиографического источника подобного рода. Несомненно, однако, что в истории изучения литературного наследия Блока содержится немало поучительных уроков, полезных для будущего. Даже при беглом взгляде на материалы этой истории становится очевидно, каким подчас сложным и нелегким оказывался путь поэта к его читателям разных поколений…

Подлинно научное осмысление места и значения Блока в советской литературе и в духовной жизни социалистического общества складывалось в сложной и длительной борьбе против вульгарно-социологических и иных догматических представлений, когда в творчестве поэта усматривали выражение «мироощущения последнего кающегося дворянина» или взгляды «мелкобуржуазного анархиста», а в поэме «Двенадцать» умудрялись слышать «заунывные мотивы» в голосе ее автора, не верившего якобы в победу революции. В 30-е годы о Блоке нередко писали как о «старом поэте», о его поэзии – как о явлении устаревшем, которое «все более уходит в прошлое», и т. д.

Отголоски этих изживших себя взглядов раздавались еще в 60-е годы, когда решался вопрос о включении стихов Блока в программу 10-го класса средней школы. Один из участников дискуссии писал по этому поводу»: «…Стихи Блока, мятущегося поэта предреволюционного безвременья, который сам задыхался в «своем декадентстве»… едва ли самый подходящий материал для воспитания нового человека». И как бы в ответ на это прозвучали тогда веские слова А. Твардовского: «Поэзия… Блока… живет в миллионах сердец читателей, она составляет неотъемлемую часть нашего духовного обихода».

Материалы библиографии наглядно демонстрируют, как на протяжении всей истории советского литературоведения и критики Блок неизменно оказывался в эпицентре споров вокруг важнейших идейно-эстетических и историко-литературных проблем. Его творчество постоянно привлекает к себе интерес многих выдающихся деятелей литературы и искусства.

Блоковедение обогащено рядом глубоких, проницательных суждений М. Горького, блистательными выступлениями А. В. Луначарского и В. Маяковского, статьями и исследованиями В. Брюсова и Андрея Белого, Ю. Тынянова, К. Чуковского, В. Жирмунского, Б. Эйхенбаума, В. Гиппиуса и многих других. С начала 30-х годов изучению и пропаганде литературного наследия Блока посвящают себя В. Орлов, Д. Максимов, Л. Тимофеев, отдавшие этому делу многие годы жизни. В середине 50-х годов появляются работы нового поколения блоковедов – В. Альфонсова, Л. Долгополова, З. Минц и др.

В 60 – 70-е годы намечается новый этап в развитии блоковедения: возникает ряд обобщающих монографических исследований, появление которых стало возможно лишь с выходом к масштабному и целостному, концепционно глубокому осмыслению творчества поэта. Библиография за эти годы показывает, как множатся работы, посвященные различным жанрам творчества Блока (проза, драматургия, критика, публицистика, эпистолярное наследие), связям блоковской поэзии с музыкой и театром, возникают коллективные труды и проводятся научные конференции, публикуются новые материалы.

Современные исследования, посвященные Блоку, способствуют прояснению многих сложных вопросов идейно-эстетического развития поэзии XX века, прежде всего советской поэзии. Есть основания полагать, что блоковедение в настоящее время находится на новом рубеже в освоении литературного наследия поэта. И нам теперь не кажется случайным и неожиданным сопоставление двух имен, промелькнувшее в одной из статей накануне юбилея Блока: «Ведь Блок в его лирике – это же Пушкин XX века! Но именно Пушкин XX века!.. Его поэтическое поколение выступило, когда все было зыбко, качалось, рушилось – эпоха между двумя войнами, эпоха трех революций. Он хотел бы быть гармоничным и свободным, как Пушкин, он не мог быть таким» 6.

Работа над первым библиографическим сводом блокианы еще не завершена. По мысли составителей, она может и должна быть продолжена. «В одном из последующих томов указателя «Русские советские писатели. Поэты», – как сообщили нам редакторы блоковского тома, – мы предполагаем дать дополнения, которые включат не только весь массив юбилейной литературы о Блоке (по 1980 год), но и восполнят возможные пропуски за предшествующий период».

В связи с этим следует обратить внимание на недостаточную полноту списка прижизненной литературы о Блоке за 1918 – 1921 годы. Необходимо также полностью выявить все повторные прижизненные публикации стихов Блока. Что же касается первых публикаций, то их следовало выделить графически, что сделало бы нагляднее историю блоковских текстов.

Впереди большая работа по созданию зарубежной и иноязычной библиографии Блока. В этой области сделано еще очень мало. Наконец, совершенно очевидно, что указатель, который уже стал по существу библиографической редкостью, необходимо переиздать, – это явится еще одним стимулом для читательского и научного освоения литературного наследия великого русского поэта XX столетия.

г. Ленинград

  1. См.: «Памяти А. А. Блока», Сборник материалов. «Полярная звезда», Пб. 1922.[]
  2. Николай Ашукин, Александр Блок. Синхронистические таблицы жизни и творчества, 1880 – 1921. Библиография, 1903 – 1923. «Новая Москва», М. 1923.[]
  3. Е. Ф. Никитина, С. В. Шувалов, Библиография (1903 – 1926). в кн. «Поэтическое искусство Блока». «Никитинские субботники», М. 1926; Эмиль Блюм, Виктор Гольцев, Литература о Блоке за годы революции (Библиография), «Никитинские субботники», М. 1928.[]
  4. Е. Колпакова, П. Куприяновский, Д. Максимов, Материалы к библиографии Александра Блока за 1928 – 1957 годы, «Ученые записки Вильнюсского педагогического института», 1959, т. VI, стр. 289 – 354; Р. Помирчий, Материалы к библиографии А. Блока за 1958 – 1970 годы, в кн. «Блоковский сборник», вып. II, Изд. Тартуского университета, 1972.[]
  5. Особого разговора заслуживает блоковская библиография, составленная Н. П. Ильиным, до сих пор не опубликованная, но хорошо известная специалистам.[]
  6. В. Лакшин. «О, я хочу безумно жить…», «Наука и жизнь». 1980, N 8. стр. 111.[]

Цитировать

Лурье, А. Библиография Александра Блока / А. Лурье // Вопросы литературы. - 1981 - №12. - C. 228-232
Копировать