Безмерность и гармония (Пушкин в творческом сознании Анны Ахматовой и Марины Цветаевой)
«Марину на три версты нельзя подпускать к Пушкину, она в нем не смыслит ни звука»1 – этот резкий отзыв Анны Ахматовой о цветаевской пушкиниане Лидия Чуковская зафиксировала в своих записках по горячим следам поразившей ее беседы. В чем причина столь категоричного неприятия? Что именно в цветаевском отношении к поэзии и личности Пушкина могло вызвать столь яростный ахматовский протест?
Конкретизации этой мысли, какой-либо развернутой аргументации нет ни здесь, ни в упоминаемых мемуаристами других (не менее жестких) ахматовских высказываниях на ту же тему. Таким образом, Анна Ахматова не оставила нам иной возможности понять эти слова, кроме как сравнить ее пушкиниану с цветаевской.
Периодически предпринимаемые разными критиками попытки сравнения ахматовской и цветаевской поэзии ими обеими воспринимались как неоправданные и неудачные. «Такие сравнения ни у кого не выходят, даже у Марины не вышло: Пастернак и Маяковский. Один в таких случаях получается настоящий, а другой – набивная кукла»2– так отозвалась Анна Ахматова об опубликованной в 1923 году в парижском еженедельнике «Звено» статье К. Мочульского «Русские поэтессы. Марина Цветаева и Анна Ахматова».
Марина Цветаева еще уничижительнее отозвалась об этой статье: «…статья некоего Мочульского <…> Женская поэзия, об Ахматовой и мне. Если попадется – прочтите, посмейтесь и пожалейте!»## Цветаева М. Собр. соч. в 7 тт. Т. 6.
- Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: 1952 – 1962. Т. 2. М.: Согласие, 1997. С. 351.[↩]
- Чуковская Л. Указ. соч. С. 489.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2005