№10, 1959/Обзоры и рецензии

Беранже и его песни

Ю. Данилин, Беранже и его песни. Критико-биографический очерк, Гослитиздат, М. 1958, 235 стр.

Советское литературоведение обогатилось новым значительным исследованием об одном из самых популярных и любимых у нас французских демократических поэтов – П. Ж. Беранже. Автор исследования Ю. Данилин – крупный специалист в области революционной французской литературы XIX века. Он уделил особое внимание народному поэту Франции, которого буржуазная критика старалась исключить из исторического процесса развития большой французской литературы XIX века. Во Франции и до сих пор нет полноценного исследования о Беранже, раскрывающего историко-литературное значение его творчества.

Монография Ю. Данилина о Беранже – это не переработка старой его книги (1933), а совершенно новое исследование, обогащенное долголетним изучением французской демократической литературы и опытом научно-методологических достижений советского литературоведения.

А. Луначарский в предисловии к первой книге Ю. Данилина наряду с ее достоинствами отмечал и недостатки: отрыв поэта от его литературного окружения, от литературной борьбы того времени и недостаточный анализ художественных особенностей песен Беранже. Эти недочеты автору удалось устранить в новой монографии.

Самое ценное в ней – это глубокое исследование художественного метода Беранже и его места в литературной борьбе Франции начала XIX века. Ю. Данилин видит историко-литературное значение творчества Беранже в том, что он был зачинателем критического реализма во французской литературе, смелым новатором, пролегавшим пути для победного шествия этого передового метода.

Если в книге 1933 года делался необоснованный вывод, что Беранже принадлежал к радикальному мелкобуржуазному крылу классицизма, то теперь Ю. Данилин раскрывает сложный путь становления Беранже как реалиста; начиная со второй главы автор показывает, как преодолевал Беранже влияние господствующих в начале XIX века литературных направлений классицизма и реакционного романтизма, как искал он самостоятельного пути в литературе, руководствуясь горячим стремлением быть полезным народу, приблизить поэзию к задачам современности. Демократизм убеждений, понимание возросшей роли народа в истории, с одной стороны, и обострение общественных противоречий в начале XIX века, обнажавших социальную обусловленность человеческих характеров, с другой стороны, позволили Беранже добиться социальной типизации и своим особым путем прийти к реализму раньше, чем Стендаль и Бальзак.

Ю. Данилин делает правильный вывод, что «основные и главные черты реализма Беранже заключались в стихийном тяготении писателя к изображению правды современности под народным углом зрения» (стр. 58). В последующих главах дается обстоятельный историко-литературный анализ идейно-художественных особенностей творчества Беранже, его эволюции, роста его художественного мастерства как поэта-песенника. Сопоставляя наследие прежних песенников с творчеством Беранже, автор раскрывает его новаторство, которое состоит главным образом в создании индивидуализированных социально-психологических типов. Можно было бы добавить, что умение создавать значительные художественные типы поднимало Беранже и над современными ему поэтами-песенниками.

Ю. Данилин детально анализирует приемы реалистической типизации у Беранже, показывая, как они изменялись и обогащались на протяжении творческого пути поэта. Анализ творчества Беранже периода Реставрации дан Ю. Данилиным многосторонне, с использованием богатого исторического и литературного материала.

К сожалению, при характеристике творчества Беранже 30 – 40-х годов эта всесторонность анализа значительно утрачивается исследователем, он сосредоточивает главное внимание на раскрытии противоречий в мировоззрении поэта, на его исканиях, меньше уделяя внимание поэтическим достижениям. Характерна в этом отношении 6-я глаза, наименее удачная в книге. В ней изображается новый этап в творческой эволюции поэта, отмеченный сложными идейными противоречиями, новой социальной и философской тематикой, новыми литературными влияниями. Вполне естественно было ожидать, что исследователь даст анализ того, как изменение проблематики привело к изменению и обогащению художественных средств.

Однако Ю. Данилин в самом начале главы утверждает, что «третий период творчества не обнаруживает каких-либо новшеств в построении песни и в других формальных сторонах творчества Беранже» (стр. 129). Исходя из этой, на наш взгляд неверной, посылки, критик в дальнейшем не занимается разбором поэтических средств, художественного мастерства Беранже, ограничиваясь подчас пересказом содержания песен. А разве не по-новому звучат социальные песни Беранже («Жак», «Старый бродяга», «Рыжая Жанна»), посвященные страдающему народу, столь поэтически выразительные, эмоциональные, отличающиеся такой глубокой лиричностью, какой не было в прежних песнях? Они и композиционно построены по-другому: это страстный, взволнованный монолог, в котором передаются не события, а переживания героя, чувство горечи, обиды и нарастание гневного протеста против общества.

Ю. Данилин признает влияние прогрессивного романтизма на Беранже в 30 – 40-е годы только в идейном плане, а разве это влияние не проявилось и в изменении его художественных средств? При этом не следует бояться говорить о благотворном воздействии эстетики прогрессивного романтизма, которая придавала реалистической в своей основе поэзии Беранже героический пафос, окрыленность, перспективность, пророческую силу («Идея», «Потоп»).

Большой интерес представляет восьмая глава монографии, в которой на основе предшествующего конкретного анализа творчества поэта делаются выводы об особенностях художественного метода Беранже, об отличительных чертах его реализма. Ю. Данилин справедливо отмечает, что реализму французского поэта-демократа свойственны не только острый критицизм, боевой, наступательный характер, но и утверждение идей прогресса, демократии, гуманизма. «…Миру правящих реакционеров и эксплуататоров, миру церковного ханжества, золотого тельца и бесчеловечия поэт противопоставил во множестве правдивых, привлекательных и – подчеркнем – не абстрактных, не туманных, а столь же сочно, ярко и объемно выписанных образов, мир демократии, трудового народа» (стр. 190).

Реализм Беранже, подчеркивает исследователь, имеет более демократический характер, чем у Бальзака или Мериме. Общественный конфликт изображается писателем не как столкновение дворянства и буржуазии, а как борьба между силами реакции и народом. Заслуга Беранже в том, что он ввел в реалистическую литературу XIX века народную тему, мир мансард, крестьянских хижин, мир бедноты.

Ю. Данилин дает глубокий анализ человека из народа как положительного героя поэзии Беранже в его эволюции. В понимании революционной силы народа, его определяющей роли в истории крупнейшая заслуга и особенность реализма Беранже, как правильно подчеркивает автор. Однако эта глава, столь богатая мыслями и новыми положениями, имеет один недостаток: в ней совсем не показано, как сам Беранже боролся за реализм и народность литературы, каково было его понимание народности, какие принципы реализма он выдвигал в своих теоретических выступлениях – предисловиях к сборникам 1833, 1842 годов, в «Моей биографии», в письмах. В этой главе нужно было бы более четко сформулировать эстетические взгляды поэта и показать его борьбу за народность литературы, которую он начал одним из первых, уверенный в том, что это единственный путь обновления литературы и ее дальнейшего развития. Наряду со Стендалем он ратовал за то, что в XIX веке нужна литература не для двора, а для народа, и с этих позиций вел принципиальную борьбу против отсталых канонов классицизма, против косности и сословной ограниченности в литературе. Он требовал от писателей спуститься с высот аристократического Пинда, приблизить искусство к народу, к жизни и смело вводить в поэзию образ народа. В своей работе Ю. Данилин творчески развивает традиции революционно-демократической критики, в частности созданную ею концепцию творчества Беранже как народного поэта-реалиста, научно обосновывая те положения, которые выдвигали русские мыслители, например, о художественном методе, о противоречиях в творчестве. Ю. Данилин объясняет сущность и истоки демократического деизма Беранже и дает диалектическое, глубокое истолкование противоречивого, сложного, но исторически обусловленного отношения французского поэта к Наполеону, разоблачая лжетеорию фальсификаторов о бонапартизме Беранже.

Советский исследователь раскрывает глубокие противоречия утопических идей Беранже, объясняя мелкобуржуазные иллюзии поэта влиянием того исторического периода, когда, по словам Ленина, революционность буржуазной демократии уже умирала, а революционность социалистического пролетариата еще не созрела.

Ю. Данилин, опираясь на принципы марксистской эстетики, дает подлинно научный анализ противоречий во взглядах Беранже, объясняя эти противоречия, с одной стороны, влиянием принципов буржуазно-демократической революционности, просветительских иллюзий о единстве третьего сословия и, с другой стороны, влиянием развивающегося рабочего движения во Франции. Автор исследования не затушевывает отдельных мелкобуржуазных черт в мировоззрении Беранже, но он особо подчеркивает истинно народную по существу и по форме основу творчества Беранже.

Монография Ю. Данилина заканчивается главой «Беранже и русская культура», в которой приводятся многочисленные факты из истории общественно-литературной борьбы вокруг Беранже в России XIX века. Особенно полно и богато освещена тема русских переводов и изданий. Отметим все же некоторые пропуски: не показано значение полемики, которая развернулась вокруг Беранже и переводов Курочкина в русских журналах – как отражение русской общественно-политической борьбы, не вскрыто огромное общественно-литературное значение статьи Добролюбова о французском поэте. Правда, круг вопросов, входящих в тему «Беранже в России», столь велик, что в одной главе их невозможно охватить.

Монография представляет удачный пример сочетания подлинной научности и популярности, ясности в изложении сложных вопросов. В этой книге нет холодного «академизма», она проникнута боевой публицистичностью, овеяна пафосом современной идеологической борьбы в защиту передовой, подлинно народной реалистической литературы.

Цитировать

Старицына, З. Беранже и его песни / З. Старицына // Вопросы литературы. - 1959 - №10. - C. 230-232
Копировать