№6, 2006/Книжный разворот

Б. Н. Тихомиров. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении

Эта книга – плод многолетнего подвижнического труда одного из наиболее талантливых и глубоких исследователей творчества Ф. М. Достоевского. В науке вообще, а в некоторых ее областях – особенно, невозможно добиться сколько-нибудь значимых результатов, если не будут тебя вести любовь и жажда познать объект своих научных интересов до мельчайших деталей. Именно такова всегда была деятельность Б. Тихомирова и в качестве сотрудника, а ныне – заместителя директора петербургского Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, и в качестве литературоведа, автора многочисленных трудов, большинство из которых посвящены изучению романа «Преступление и наказание», в широком диапазоне – от конкретных топографических, хронологических реалий (всегда исполненных у Достоевского глубокого смысла) до величайших, заложенных в этом произведении, истин человеческого бытия. Собранные наконец в книгу, эти работы образовали всеохватывающий комментарий к почти каждой фразе романа, комментарий, который с равным интересом будет прочтен и старшеклассником или студентом, приобщающимся к колоссальному космосу Достоевского, и достоевистом с солидным стажем.

Появление этой книги (как и всякого новаторского исследования, впрочем) чрезвычайно своевременно. В последнее десятилетие средним поколением отечественных достоевистов (Т. Касаткина, В. Захаров, А. Гачева, Б. Тихомиров) активно разрабатывается принципиально новая концепция творческого метода Достоевского – «реализма в высшем смысле». Метод этот представляет собой воссоздание в художественном произведении реального бытия во всей его полноте – от метафизических высот до мельчайших эмпирических деталей, в постоянном взаимопроникновении миров иного и посюстороннего, евангельской истории и происходящего сейчас в тесных каморках Санкт-Петербурга. О том, что главным в творчестве Достоевского является именно это, писали и раньше, начиная с Серебряного века, но теперь под этим углом зрения исследуется поэтика Достоевского: раскрывается, каким образом он это делает, как осуществляется это взаимопроникновение. Книга Тихомирова, в которой постоянно происходит переход через сугубую конкретику – в каком именно питерском доме жила Соня, каким июльским числом можно датировать начало происходящих событий – к главным смыслам романа, являет собой значительный и очень важный вклад в наиболее актуальное сейчас в достоевистике направление исследований.

Впрочем, собственно комментарию предшествует в рецензируемой книге обширная концептуальная статьи, в которой изложены основные тезисы предлагаемой Тихомировым трактовки романа, и это совершенно правильное решение, ибо без уяснения основной идеи целого невозможно правильно понять и составляющие это целое детали. Прослеживая все стадии эволюции замысла Достоевского и показывая неполноту тех трактовок, что основаны на письменных свидетельствах автора на ранних этапах работы над романом, исследователь показывает, как происходит формирование замысла высокой трагедии, создание двух героев, в которых аккумулируется вся глубина человеческой природы, способной вместить Бога, но и пасть до самых адских глубин. Раскольников и Соня – герой высокой трагедии именно потому, что обладают уникальной способностью Переживать чужую боль и жертвовать собой для того, чтобы облегчить эту боль, и в то же время оба являются великими грешниками» оба по ходу действия оказываются на гран» отчаяния и духовной гибели. «Сонечка у Достоевского в такой же степени нуждается в воскресении, как и Раскольников» (с.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2006

Цитировать

Степанян, К.А. Б. Н. Тихомиров. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении / К.А. Степанян // Вопросы литературы. - 2006 - №6. - C. 350-353
Копировать