№11, 1970/Обзоры и рецензии

Античный роман

«Античный роман», «Наука», М. 1969, 404 стр.

Подготовленная группой наследия античной литературы ИМЛИ книга «Античный роман» представляет собой сборник статей, посвященных всем произведениям, условно называемым этим термином и сохранившимся в подлинниках, позднейших переложениях и переводах полностью или фрагментарно. Выход книги, не только являющейся итогом почти столетнего периода интенсивного изучения этих произведений, но и открывающей пути для дальнейших исследований и изысканий, заслуживает глубокого одобрения. Из вступительной и заключительной статей читатель получает основательную картину истории и состояния сложнейших вопросов, связанных с возникновением античного романа, генезисом компонентов и эстетических принципов построения этого своеобразного жанра поздней античности.

Авторы книги путем конкретного исследования всех сохранившихся античных романов стремятся выяснить их литературно-эстетические особенности и идейно-художественную ценность. Такой анализ сразу же разрушает мнение об абсолютной стандартности и схематичности греческого романа: наличие общего канона не мешало древним романистам проявить свое отношение к, казалось бы, заранее заданным героям и запрограммированным ситуациям, а различные сдвиги и отклонения от единой нормы придают своеобразие каждому произведению. Достаточно в подтверждение привести лишь один пример. Согласно канону, одним из непременных слагаемых сюжета античного романа была внезапно вспыхнувшая любовь двух юных, чистых, благородных людей, встретившихся на празднике в честь божества. Но вот у Ахилла Татия герои встречаются в семейной обстановке. В «Романе о Нине» между давно помолвленными двоюродными братом и сестрой любовь возникает с детских лет. У Диогена любовная тематика скрыта «за кадром»: ее вытеснило сказочно-фантастическое повествование. У Ямвлиха, напротив, эротике уделено много места, что символизируется культом Афродиты, герои же – супруги с самого начала романа. В романе об Александре любовные мотивы едва намечены, а женитьба героя на Роксане напоминает политический союз. В философском романе Филострата любовная тема отсутствует полностью. «Сатирикон» Петрония повествует об изнанке любви. У Апулея же в галерее портретов женщин любовь изображена саркастически и вместе с тем показана сказочно-поэтическая любовь Амура и Психеи.

Книга «Античный роман» наряду с анализом конкретных произведений показывает и все те основные компоненты, из которых не только состоял, но и сложился античный роман. Мы узнаем, что многим романам присуща ирония; так, мы встречаемся с нею уже у Харитона и Ксенофонта Эфесского, ею пронизаны романы Ахилла Татия и Гелиодора, не говоря уж о сатирических романах Петрония и Апулея. В форме романов, как выясняется из отдельных статей, устойчиво имеется общая черта: они представляют собой непременную смесь мотивов, жанров, форм или содержат разнородные вкрапления. Только роман Харитона чист и свободен от такого рода вставок.

В отличие от многих зарубежных исследователей авторы книги обращают внимание на социально-исторические условия, нашедшие отражение в романе: внимание к личности раба, черты идеологии рабовладельцев, обилие действующих лиц из различных слоев общества, своеобразный протест, отразивший тяжелые условия жизни и выразившийся в пристрастии к мистике и всякого рода чудесам. Как бы полемизируя с некоторыми зарубежными учеными, отрицающими присутствие в античном романе психологического момента, авторы сборника обнаруживают у многих романистов древности новую концепцию внутреннего мира человека. Не раз говорится в книге и о народных источниках античного романа. Каждый из авторов статей отмечает то новое, что вносит тот или иной роман в общую картину истории жанра.

«Античный роман» – коллективная работа, и естественно, что у каждого исследователя своя манера изложения. Но все-таки подчас хотелось бы большей однородности анализа. Так, статьи о любовном и буколическом романе написаны, пожалуй, излишне популярно и научный аппарат сведен в них к минимуму. Между тем здесь бы следовало ввести читателя в круг новых проблем, возникающих в связи с этими наиболее известными и изученными романами. Статья Н. Зембатовой о Гелиодоре, напротив, адресована узкому специалисту, насыщена ссылками на исследования, остро ставит проблему и вводит нас в изучение сложных вопросов, связанных с «Эфиопикой». Однако сам литературный анализ памятника остался где-то за пределами сборника, и поэтому не все выводы кажутся достаточно убедительными.

М. Грабарь-Пассек знакомит широкий круг читателей с несправедливо забытым у вас философским романом Филострата об Аполлонии Тианском, уникальным произведением античности – языческим романом-житием. Раскрывая политическую и литературную историю написания романа, автор ограничивается этой задачей, призывая вернуть из забвения это произведение всесторонним исследованием его.

Наиболее обширна по материалу и интересна по содержанию работа Т. Кузнецовой, посвященная недостаточно известным у нас сказочному, любовно-фантастическому и историческому роману. Кроме того, что особенно ценно для специалистов, эта статья вводит в научный и читательский обиход фрагменты романов, найденные в последние годы, и тем самым расширяет ваши сведения по хронологии и источникам возникновения античного романа. Интересны наблюдения Т. Кузнецовой над «Романом о Нине», являющимся промежуточным звеном между любовной повестью и историческим романом; исследовательница характеризует роман как переломный в развитии жанра; этот перелом был связан с перемещением интереса от судеб государства к судьбам индивида. Анализируя роман, Т. Кузнецова показывает, что после начавшегося в I веке до н. э. упадка литературы в Греции развивается «низовая» литература как реакция на классическую, недоступную народу литературу. Известно, что популярность античных романов во многом объяснялась их занимательностью и увлекательностью; это особенно наглядно Т. Кузнецова продемонстрировала исследованием любовно-фантастического романа, где дана как бы квинтэссенция романной занимательности: так, герои Антония Диогена, помимо обычных странствий, спускаются в подземное царство и путешествуют даже на Луну (!), в романе же Ямвлиха происходит путаница живых и мертвых, а в героиню влюбляется… призрак козла (вот уж поистине любовь зла!). Все четыре статьи этим автором написаны на высоком исследовательском уровне, а переводы папирусных находок, выполненные ею, дают наглядное представление о реальной ценности несохранившихся произведений.

Значительную часть сборника составляют статьи о римском романе и его истоках, написанные И. Стрельниковой. Здесь обращает на себя внимание исследование «Сатирикона», проделанное глубоко и серьезно, с учетом обширной исследовательской литературы. Трактуя «Сатирикон» как пародию на античный роман, И. Стрельникова проводит тщательный многоплановый анализ этого многослойного произведения, показывая, какие литературные штампы, жанровые каноны и стилевые условности подвергаются у Петрония пародии и травестии. Вместе с тем автор статьи находит в тексте романа чисто италийские и римские локальные реалии и черты; эти черты сообщают «Сатирикону» характер спектакля, развертывающегося на глазах читателя.

Интересен и анализ романа Апулея «Метаморфозы». Автор последовательно устанавливает и типично романные признаки жанра, и своеобразие этого романа со вставками, и двуплановость заключенных в нем бытовой сатиры и сказочной стихии.

Можно было бы отметить и другие удачные работы в сборнике. В целом книга «Античный роман» заслуживает самых добрых слов. Однако на некоторые ее пробелы и недоделки нельзя не обратить внимания.

Прежде всего жаль, что в книге отсутствует раздел, в котором авторы сборника специально остановились бы на вопросах происхождения, компонентов, разновидностей и особенностей древнего романа. Как в текстах статей, посвященных отдельным произведениям, так и в критических разборах научной литературы содержится много ценных замечаний и верных наблюдений по этим вопросам; нужно было бы все это только обобщить. Тогда бы не было досадных повторений об условности термина «роман» в приложении к античности (стр. 7, 36), об авторских названиях этого жанра (стр. 7, 32, 259, 263), о хронологии романов (стр. 36,51, 64, 108) и т. д.

Не может быть вполне оправданным и само заглавие сборника – «Античный роман». В книге речь большей частью идет о различных вариантах только греческого романа. Между тем хотелось бы увидеть в книге теорию античного романа в его греческом и римском двуединстве. Тем более, что роман Петрония «Сатирикон» остается, даже при учете вновь открытых фрагментов, одним из наиболее ранних и, пожалуй, наиболее интересным романом древности.

Развитие романа шло, вероятно, не от греческого к латинскому, а того и другого из каких-то общих источников. В связи с этим и статью о Варроне и Аристиде следовало бы дать в начале сборника, так как новеллистические черты и причудливый характер мениппеи встречаются не только в римском варианте античного романа. И. Стрельникова верно объясняет недооценкой римской литературы утверждение некоторых ученых о непременном наличии греческого пародийного романа – прототипа «Сатирикона». Но этой недооценкой грешат до известной степени статьи и нашего сборника; ведь при разборе греческих романов даже не ставится вопрос не только о возможности римского влияния, но хотя бы о предположительном знакомстве греческих романистов с латинскими произведениями. А ведь следы такого знакомства можно заметить хотя бы у Ахилла Татия и Гелиодора.

В руках исследователей уже имеется достаточно обширный материал, чтобы сделать необходимые обобщения и выработать какую-то единую концепцию, которую новые фрагменты будут только уточнять и углублять. Из множества литературных и фольклорных источников романисты древности берут в основном то, что удовлетворяет двум требованиям: все занимательное, увлекательное и возвышающее над действительностью, с одной стороны, и все отмеченное вниманием к простой человеческой личности с ее интимными переживаниями- с другой. При наличии единой теории античного романа можно было бы смелее говорить о сходстве и различии древнего и нового романа. И даже если принять за истину, что античный роман завершил свое существование в древности, – хотя и это нельзя считать окончательно установленным, – то можно все-таки усмотреть какие-то общие причины в возникновении сходных при всех их различиях жанров романа древнего и нового.

Материалы и статьи, опубликованные в книге «Античный роман», не только содержат много новых литературоведческих сведений, но и непосредственно подводят к обобщениям, к созданию цельной теории античного романа. В этом несомненное значение книги.

Цитировать

Покровская, З. Античный роман / З. Покровская // Вопросы литературы. - 1970 - №11. - C. 214-216
Копировать