№2, 1966/Мастерство писателя

Англия, 60-е годы

В свое время «Таймс Литерари Сапплмент» (ТЛС, литературное приложение к газете «Таймс») посвятил специальный выпуск проблемам англо-американского литературоведения1. В прошлом году редакция отвела ряд номеров обзору современных литератур различных стран мира. Выпуск ТЛС от 29 июля «Тенденции 60-х» («Sounding the Sixties») подводит итоги литературного, вернее, даже культурного развития Англии с начала 60-х годов. В большой подборке статей авторы ТЛС, выступающие, как это принято в данном издании, анонимно, несмотря на резкую критику этой традиции в других органах английской печати, стараются выделить какие-то основные закономерности в развитии британской литературы и гуманитарной мысли, поставить на обсуждение ряд важных и, судя по общей интонации подборки, «наболевших» проблем.

«Мы не стремимся дать сводный каталог произведений, появившихся за последние пять лет… поскольку в целом достижения здесь не так уж значительны… Нас интересует другое: причины этого явления и – шире – изменения… которые могут вызвать к жизни новое поколение писателей», – так редакционная статья определяет задачу специального выпуска «Тенденции 60-х».

В той же статье очерчен и круг вопросов, возникающих перед исследователем современной британской культуры и настоятельно требующих ответа. В основном они сводятся к трем кардинальным проблемам: писатель и современный мир; взаимоотношение между «культурой для избранных» и «массовой культурой»; социология и художественное творчество.

«Современный литературный Лондон лишен четкого ощущения общего направления развития», – к такому выводу приходит один из авторов номера. Более того, характер выступлений дает все основания к тому, чтобы определить нынешнее состояние британской культуры известной формулой: «На перепутье». Конец 50-х – начало 60-х годов многое изменили в общественно-политической и литературной обстановке Великобритании. Этот момент особо подчеркнут в редакционной статье: «Элита отмирает, старые литературные источники Запада постепенно высыхают, и перед писателем встает необходимость как-то приспосабливаться к новым условиям. Ведь окружающая его действительность изменяется очень быстро. Вопрос в том, можно ли сохранить контроль и уверенность в таких постоянно меняющихся условиях… Отнесется ли писатель к этим условиям как к противнику, с которым интересно и достойно вступить в поединок, или же увидит в них лишь очередной повод впасть в уныние?»

Характеризуя современный мир как мир изменчивый, противоречивый, в известной мере хаотичный, ТЛС призывает писателя не поддаваться этому хаосу, противостоять ему своим творчеством и дать упорядоченную, стройно-логичную концепцию действительности. Позитивную концепцию. В связи с этим симптоматичной выглядит резкая критика многими авторами ТЛС формалистического экспериментаторства, сдержанная оценка ими таких явлений современного модернизма, как «новый роман» во Франции. В то же время неоднократно подчеркивается необходимость творческих поисков.

С этими принципиальными положениями трудно не согласиться, так же как трудно возразить автору ТЛС, отстаивающему необходимость дифференцированного подхода к явлениям современной литературы, разграничения формалистического и художественного экспериментов. Но программа ТЛС имеет и другую сторону. Новые формы искусства связаны с открытием новых сторон бытия, с радикальными изменениями в самом бытие и общественном сознании. О таких изменениях ТЛС не говорит. Вместо этого журнал обращается к писателям с советом перенести акцент в искусстве с отрицания на утверждение положительных моральных ценностей.

«Голос каждого поколения имеет свою определяющую интонацию. 50-е годы во многом определил могучий вопль бешенства… 2 Голос повышался для того, чтобы вывести людей из «апатии». За последние пять лет, как отмечает ТЛС, ситуация изменилась: место «апатии», горько-ироничных выпадов и порой эксцентрических эскапад героев ранних книг Осборна, Эмиса и Уэйна занял «культ насилия». Об этом, по свидетельству критика из ТЛС, говорит даже такой, казалось бы, незначительный факт, как рост популярности Айена Флеминга, создателя тенденциозной «саги» о похождениях супермена-супершпиона Джеймса Бонда. ТЛС, в свое время принявший «сердитых молодых людей», мягко говоря, сдержанно, и на этот раз выступает против возвращения к «сердитым».

Нельзя не подчеркнуть некоторых знаменательных изменений в платформе ТЛС, вызванных требованиями времени и обстановки. Об этом красноречиво свидетельствует позиция, которую занял журнал в вопросе о «культуре элиты» и «культуре масс».

Проблема взаимоотношений «двух культур» не впервые ставится на страницах ТЛС. Однако на этот раз особенно остро. Отмечая значение книги известного британского социолога и литературного критика Ричарда Хоггарта «Польза грамотности», автор ТЛС пишет:

  1. См. «Вопросы литературы», 1964, N 2.[]
  2. Имеются в виду выступления «сердитых молодых людей»[]

Цитировать

Скороденко, В. Англия, 60-е годы / В. Скороденко // Вопросы литературы. - 1966 - №2. - C. 210-214
Копировать