№3, 1982/Над строками одного произведения

Анализ буржуазного сознания в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Специфика рубрики «Над строками одного произведения» предполагает возможность анализа романа, повести, рассказа, стихотворения и т. д. в самых разных аспектах и сечениях, отдельное рассмотрение которых способствует более ясному и точному пониманию неповторимой целостности конкретного литературного творения. Вместе с тем в методологическом плане необходимо, на наш взгляд, выделять такие аналитические подходы, которые прямо и более других имеют в виду саму эту целостность, что, видимо, и должно определять степень их адекватности жанру данной рубрики.

В связи с этим напомним известное высказывание Льва Толстого из письма к Н. Н. Страхову: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна и без того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами нельзя, а можно только посредственно словами, описывая образы, действия, положения… Теперь… нужны люди, которые бы показали бессмыслицу отыскивания отдельных мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором состоит сущность искусства, и по тем законам, которые служат основанием этих сцеплений»1.

В приведенном высказывании Толстой словно специально ставит литературоведу задачу исследовать своеобразие сцепления различных мыслей, заставить читателя следить за внутренней логикой этого сцепления, вне которого, подчеркнем еще раз, каждая мысль в отдельности «теряет свой смысл, страшно понижается» и вне которого пропадает неповторимая целостность художественного произведения. Как уникальность личности определяют не ее качества, а их особенное сочетание в данном человеке, так и неповторимость художественного произведения составляют не его проблемы, а их взаимная обусловленность.

При рассмотрении конкретно повести Толстого «Смерть Ивана Ильича» в философско-социологическом плане литературоведы, как правило, ограничиваются именно анализом отдельных проблем, выпуская из поля зрения глубинную органикуих сопряжения. Для разной степени интересных и важных исследований «Смерти Ивана Ильича» ## М. Щеглов, Повесть Толстого «Смерть Ивана Ильича». – В кн. «Литературно-критические статьи», М., «Советский писатель», 1958; А. Б. Кадинский, О художественном своеобразии цикла повестей Л. Н. Толстого 80-х годов. – «Ученые записки Горьковского пединститута», т. XXVI, 1958; Е. П. Андреева, Художественное своеобразие повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича». – «Труды Воронежского государственного университета», т. XLII, вып. 3, 1955; И.

  1. «Русские писатели о литературе», т. II, Л., «Советский писатель», 1939, с. 127 – 128.[]

Цитировать

Тарасов, Б.Н. Анализ буржуазного сознания в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» / Б.Н. Тарасов // Вопросы литературы. - 1982 - №3. - C. 156-176
Копировать