№3, 2022/Книжный разворот

Александр С у х о в о — К о б ы л и н. Материалы из собрания Государственного литературного музея: Альбом-каталог / Сост. Т. Ю. Соболь, Т. В. Соколова; отв. ред. Т. В. Соколова. М.: Литературный музей, 2021. 520 с.

DOI: 10.31425/0042-8795-2022-3-278-283

Творчество А. Сухово-Кобылина (1817–1903) до сих пор не исследовано в достаточной полноте, а его личность ставит перед учеными целый ряд вопросов. Достаточно сказать, что этот автор до сих пор не удостоился ни научной биографии, ни полного собрания сочинений, в которое вошли бы его сохранившиеся тексты — литературные, философские, биографические, публицистические. Соответственно, затруднена интерпретация его отдельных произведений, невозможен разговор о его мировоззрении в целом. Изученность даже самых известных произведений, а именно драматической трилогии, неглубока. Тем ценнее выход альбома-каталога, в котором представлены материалы из собрания Государственного музея истории российской литературы имени В. Даля (Государственного литературного музея). В каталог фонда писателя в ГМИРЛИ (ГЛМ) вошел 441 музейный предмет: рукописи, документы, книги с инскриптами и периодика, изобразительные материалы, предметы быта.

Музейные предметы — не просто «вещественные знаки невещественных отношений» (И. Гончаров), это еще и кладезь информации. Умение извлекать и сохранять ее, заставляя заговорить не только портреты (вспомним книги Н. Раевского «Если заговорят портреты» и «Портреты заговорили»), но и личные, семейные вещи, составляет суть профессии музейного работника и смысл существования любого музея. Свое видение вопроса составители альбома-каталога обозначили во вступительной статье: «Призмой, или «магическим кристаллом», позволяющим изменить привычную оптику, мы считаем музейный и архивный предмет, таящий сведения очень конкретные и до сих пор не прочитанные, не откомментированные, не использованные и даже не объединенные в единый информационный свод, коим в других случаях являются полные собрания сочинений, тома «Литературного наследства» или другие формы научного описания и издания» (с. 11). Музейный подлинник обладает единственной в своем роде возможностью — он верифицирует исследовательские концепции. Вся серия «Коллекции Государственного литературного музея», в которой вышли материалы об Анне Ахматовой, Юрии Анненкове, Иване Тургеневе, Всеволоде Гаршине, являет собой попытку зафиксировать базовый уровень знаний, накопленный на сегодня, и обозначить лакуны.

Сухово-Кобылин принадлежал к семейству, породившему нескольких русских литераторов: это его сестра Евгения Тур (Е. Салиас-де-Турнемир), ее сын Евгений Салиас и его дочь Евдокия Тур. Сестра драматурга, Софья Васильевна, была первой художницей, отмеченной наградами Императорской Академии художеств: в 1851 году пейзаж С. Сухово-
Кобылиной «Вид из окрестностей Москвы» заслужил Серебряную медаль первого достоинства. Позже она получила Золотую медаль второго достоинства и, наконец, — высшую награду, Золотую медаль первого достоинства (1854). Работы художницы, хранящиеся в ГМИРЛИ им. В. Даля, приведены в настоящем издании. Неслучайны здесь и материалы из личного фонда Л. Горнунга: его жена, поэтесса А. Соловово, в девичестве носила фамилию Петрово-Соловово и находилась в родственной связи с Сухово-Кобылиными, была внучкой его сестры Евдокии Васильевны. Л. Горнунг присутствует в книге не только как мемуарист. Т.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2022

Цитировать

Калмыкова, В.В. Александр С у х о в о — К о б ы л и н. Материалы из собрания Государственного литературного музея: Альбом-каталог / Сост. Т. Ю. Соболь, Т. В. Соколова; отв. ред. Т. В. Соколова. М.: Литературный музей, 2021. 520 с. / В.В. Калмыкова // Вопросы литературы. - 2022 - №3. - C. 278-283
Копировать