№10, 1983/Хроника

Актуальные проблемы критики

«Современная критическая мысль: концепции, жанры, индивидуальности», – этой теме была посвящена Всесоюзная научно-практическая конференция, организованная на факультете журналистики Московского университета кафедрой литературно-художественной критики и публицистики в апреле этого года.

За десятилетие, прошедшее после постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», несомненны успехи советских критиков как в осмыслении методологии и теории критики, так и в практическом исследовании современного литературного процесса. Вышли такие работы, как «Актуальные проблемы методологии литературной критики» под редакцией Г. Белой, В. Кожинова, А. Мясникова, «Проблемы теории литературной критики» под редакцией П. Николаева и А. Чернец, «Современный литературный процесс и литературная критика» (составитель Н. Владимиров), первое в стране учебное пособие В. Баранова, А. Бочарова, Ю. Суровцева «Литературно-художественная критика» и др.

Эти достижения последних лет были отмечены А. Бочаровым. Открывая конференцию, он подчеркнул, что подход к обсуждению состояния современной критики должен быть требовательным и конструктивным. В своем докладе «О некоторых критических концепциях текущего литературного процесса» А. Бочаров напомнил о принятом в июле 1982 года постановлении ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства», где указывалось на то, что некоторые критические работы «обнаруживают мировоззренческую путаницу, неумение рассматривать общественные явления исторически, с четких классовых позиций». Своевременность этого замечания тем более очевидна, что по сию пору бытует тенденция рассматривать классическую и советскую литературу изолированно от конкретных социальных и исторических процессов. Одно из проявлений этой тенденции – бездоказательность, декларативность, подгонка живого литературного материала под желаемый прогноз.

В 70-е годы наблюдалось резкое расширение изобразительных возможностей литературы. Как следствие этого был обоснован Д. Марковым вывод о социалистическом реализме как исторически открытой эстетической системе правдивого изображения жизни. Подавляющее большинство литературоведов и критиков приняли эту идею, она послужила базой для плодотворного исследования новых художественных тенденций – например, все большего использования художественной условности в современном искусстве. Между тем мифологически-притчевая проза подчас объявляется в критике незаконнорожденным плодом моды, а не одним из суверенных потоков современной советской литературы, отразившим тягу искусства к художественному осознанию общих исторических закономерностей, управляющих бытием человека и человечества.

Предназначение критики – отыскивать правильные ориентиры, выявлять истинные ценности, улавливать не только доминанту, но и – в соответствии с нею – всю многосложность литературного процесса. Поэтому так необходим методологически выверенный концептуальный подход к его изучению.

Различные типы взаимоотношения современной критики и мифологического сознания обстоятельно анализировались также в докладе Л. Вильчек «Критика и миф», где были подвергнуты критическому разбору некоторые журнальные статьи последнего времени.

«О традиции и традиционалистах» – назывался доклад Г. Белой. Возрождение интереса к традиции начиналось с преодоления вины перед неоцененным прошлым и ощущения необходимости восстановить «естественное родство» между историей и современностью. Сегодня мы стоим перед столь же острой проблемой – преодолеть вину перед не до конца оцененной и понятой современностью.

На фоне уважения к старине наблюдается тенденция к гипертрофированному поклонению традиции как чему-то стабильному. Слово «традиция» часто выступает как своего рода охранный знак, как нечто непреходящее в искусстве, что не подвластно любому реформаторству. Адепты традиционализма агрессивны по отношению к самой идее связи культурных эпох. Изначальный же смысл слова «традиция» – в единстве старого и нового. Критерий традиции – историческая продуктивность старого.

Цитировать

Блинова, О. Актуальные проблемы критики / О. Блинова, Н.А. Богомолов // Вопросы литературы. - 1983 - №10. - C. 274-277
Копировать