№3, 1958/К юбилею

А. М. Горький в переписке современников (1895–1916). Подготовка текстов и примечания З. Карасик

Подборка «А. М. Горький в переписке современников» составлена на ос-нове неопубликованных материалов, хранящихся в Архиве А. М. Горького и рукописном отделе Института мировой литературы, а также в других госу-дарственных архивах, любезно предоставивших их для печати.
Особенно интересны письма В. В. Стасова с восторженной оценкой Горь-кого, письма известного художника М. В. Нестерова, Н. Д. Телешова, а также людей, составлявших ближайшее окружение писателя на протяжении многих лет его жизни.
М. В. Нестеров писал: «Теперь в Москве целая компания: Л. Андреев, Чи-риков, Скиталец-Петров – все это, как их называют, «Подмаксимы». Настоя-щий же «Максим» действительно фигура большая. Проездом через Москву были мы в «Художественном» и видели «На дне». Тут, брат, показана такая картина, такие образы и типы, такая сила, новизна и яркость изображения…»
В одном из писем В. В. Стасова читаем: «Я просто с ума схожу от его но-вой вещи: «Желтый дьявол»! Это для меня столько же чудно и прелестно, как его «Человек»…»
Некоторые из публикуемых писем принадлежат перу врагов или недоб-рожелателей Горького. Как правило, в этих письмах авторы разоблачают самих себя и одновременно раскрывают силу и значение Горького. Для злобст-вующей З. Гиппиус – Горький, разумеется, представитель другой литературы, чем та декадентщина, которую насаждала она вкупе с Д. Мережковским. Идеалисту А. Волынскому, как и другим реакционным критикам, пьеса «На дне», естественно, кажется иллюстративной и риторической: по его словам, сердце Горького «недостаточно мистично, не погружено в какую-то благо-дать».
Очевидно, не понял значения Горького Д. Мамин-Сибиряк, хотя и пишет матери в 1903 году о том, что Горьким «зачитывается весь мир» и что «ни один русский автор не пользовался такой популярностью, даже сам Толстой». Об этом же еще раньше сообщал и К. Бальмонт: «…его (Горького) книги, во французской и итальянской одежде, я видел во всех почти книжных витринах, к которым подходил в Париже и Оксфорде».
Публикуемые материалы содержат новые данные о жизни и деятельности великого писателя, вносят новые штрихи в его облик и дают довольно отчет-ливое представление об идейной борьбе вокруг Горького и его творчества.
При ссылках на письма А. М. Горького указаны соответствующие тома Собрания сочинений, Гослитиздат, М. 1949 – 1955.

ИЗ ПИСЬМА А. А. ДРОБЫШ-ДРОБЫШЕВСКОГО – В. Г. КОРО-ЛЕНКО
24 декабря 1895 г.
Спрашиваете, какие у меня отношения с Пешковым. Откровенно говоря, думаю, что не очень хорошие. Думаю потому, что никогда я с ним не ссорился, никакой распри нет, а между тем чувствую, что он очень мне враждебен… Пока, впрочем, всё еще идет хорошо, но не знаю, всегда ли так будет. Несо-мненно, что все шло бы лучше, если бы не было Пешкова, хотя, как фельето-нист, он несомненно очень полезен газете, и, если бы он ушел, в данное время его некем заменить. Но только с его уходом окончились бы подпольные влияния на Костерина, затрудняющие дело… У него мно-го здесь знакомых и установилась даже репутация будущего Шекспи-ра, а быть может, даже и действительного Шекспира…
Рукоп. отдел б-ки им. В. И. Ленина, фондВ. Г. Короленко N 135.
Дробыш-Дробышевский, А. А. (1856 – 1920) – сотрудник провин-циальной прессы; с осени 1895 года работал в «Самарской газете» в качестве ее редактора и в угоду самарскому губернатору, исполняв-шему роль главного цензора газеты, усиленно «правил» обличитель-ные фельетоны А. М. Горького. «Я – весьма и трижды в разное время – страдал от педагогики Дробыша, с коим в 96 г. поссорился и ушел из «Самарской газеты»…»- вспоминал Горький в письме к И. А. Груздеву в августе 1933 года (М. Горький, Собр. соч., т. 29, стр. 314).
Либерально настроенный издатель «Самарской газеты», купец С. И. Костерин, находился под влиянием молодого, талантливого писа-теля, и это мешало Дробыш-Дробышевскому полностью завладеть газетой и раздражало его.

ИЗ ПИСЬМА Н. Д. ТЕЛЕШОВА – И. А. БУНИНУ.
9 декабря 1899 г., Нижний Новгород.
Сегодня утром я приехал сюда; остановился, как всегда, в гости-нице на Нижнем Базаре. Перед глазами бульвар, а за бульваром – она, милая Волга. Глядел, глядел на нее, да вдруг и вспомнил, что здесь может оказаться Максим Горький. Взял и поехал. И приехал.
Оказался милейший малый. Глухим басом предложил мне громад-ный ящик папирос, потом предложил обедать. От обеда я отказался, но покурил с удовольствием.
Оказалось, что он приехал в Питер через день после нашего отъез-да. О тебе он отзывается с большой похвалой. Если вздумаешь ему писать, то адрес его: Нижн. Новгород, Полевая ул., д. Курепина, А. М. Пешкову.
У него очень миленькая квартирка, довольно емкая, с толстым ра-совом в парадной двери.
Впечатление у меня осталось от него такое же, как от тебя, когда я с тобой познакомился: т. е. хороший малый, простяк, и нисколько не сукин сын, чего можно было ждать от знаменитости нашего времени.
ЦГАЛИ, фонд И. А. Бунина, 44,on. 3, ед. хр. 7, л. 32 – 33.

ИЗ ПИСЬМА К. П. КОНДАКОВА – А. П. ЧЕХОВУ
10 марта 1900 г., Петербург.
Вчера было 1-е заседание Соединенного собрания II -го отд. с Раз-рядом из[ящной] Словесности, т. е. 8 челов. отд. и поч[етных] акаде-миков: К. Р., Жемчужникова, Потехина, Кони, Соловьева и Королен-ко…
Говорили о желательности увенчать премиею произведения Горь-кого и жалели, что они не представлены. Каждый поч[етный] акаде-мик может представить на премию чужие сочинения…
Рукоп. отдел б-ки им. В. И. Ленина,фонд А. П. Чехова. Чех. п48.
Кондаков, Н. П. (1844 – 1925) – археолог, византист, профессор Петербургского университета, действительный член Академии наук.

ИЗ ПИСЬМА И. Л. ЩЕГЛОВА-ЛЕОНТЬЕВА – А. П. ЧЕХОВУ
9 апреля 1900 г.,Петербург.
Как жаль, что я не видел никогда М. Горького! После Вас – это вторая моя литературная симпатия!!. Как-то его здоровье??.
Рукоп. отдел б-ки им. В. И. Ленина,фонд А. П. Чехова. Чех. п. 50.
Щеглов, Иван, псевдоним Леонтьева Ивана Леонтьевича (1856 – 1911) – писатель, автор рассказов и пьес из военного быта, друг А. П. Чехова.

ИЗ ПИСЬМА Н. И. ТИМКОВСКОГО – И. А. БУНИНУ
22 апреля [1900г.]
Приезжал ко мне (проездом из Ялты) Горький, ночевал у меня, во-дил я его в Кремль под заутреню, а на 1-й день – на Воробьевы горы. Очень мы с ним сошлись, совсем по душе… Он говорил мне, что ви-делся с Вами в Крыму и облюбовал. Жалеет, что мало виделся… Горький организует в Васильсурске общежитие и хочет перетащить туда на лето Срединых… Кроме того, имеют быть еще разные люди, по словам Горького: хорошие, интересные…
ЦГАЛИ, фонд И. А. Бунина, 44Оп. 1, ед. хр. 212, л. 7.
Тимковский, Н. И. (1863 – 1922) – писатель.
А. М. Горький лето 1900 года проводил с семьей на даче в Василь-сурске и усиленно приглашал туда своих друзей и знакомых.

ИЗ ПИСЬМА Н. Д. ТЕЛЕШОВА – И. А. БУНИНУ
21 июня 1900 г.
Купил себе новое издание Горького и читаю. Молодец он, собака! Хорошо пишет.
ЦГАЛИ, фонд И. А. Бунина, 44,оп. 3, ед. хр. 7, л. 43.

ИЗ ПИСЬМА И. А. БУНИНА – Н. Д. ТЕЛЕШОВУ
16 июля 1900, [Огневка] Ефремове.
…Горький-то, между нами, по:моему, отчасти прикидывается та-ким грубым, ломается, и удивляюсь, как этого не понимают многие. Хотел я и в деревне Огнёвке распространить его славу, но брат, Евге-ний, не поддался…
Рукоп. отдел ИМЛИ, фонд Н. Д. Телешова.

ИЗ ПИСЬМА Н. Д. ТЕЛЕШОВА – И. А. БУНИНУ
21 июля 1900 г.
Вчера получил твое письмо на даче. Чего ты злишься? Горький, как ни толкуй, все-таки хорош. Хотя я и начал читать, по твоему веле-нию, Чирикова «Именииницу», но Чирикову до Горького далеко…
ЦГАЛИ, фонд И. А. Бунина,Оп. 3, ед. хр. 7, л. 46.

ИЗ ПИСЬМА И. А. БУНИНА – Н. Д. ТЕЛЕШОВУ
28 июля 1900 г.
…Ты меня не понял, – я не на Горького злился, главным образом, а на критику и публику и уж, конечно, не за себя… От Горького получил письмо из Полтавск[ой] губ[ернии]: пишет вместе с женой – зовут к себе. М. б., проеду. Горький пишет: «дядя Бунин, приезжайте-ка сюда. Здесь хорошо, очень хорошо. 24 часа в сутки светит луна!
Рукоп. отдел ИМЛИ, фонд Н. Д. Телешова.

ИЗ ПИСЬМА Л. В. СРЕДИНА – А. М. КАЛЮЖНОМУ
8 сентября 1900 г., Ялта.
Не знаю, писал ли Вам Максимыч, а потому на всякий случай со-общу о нашей дальнейшей судьбе, после расставания с Вами.
Горький и Васнецов прекрасно проехали обратный путь по Воен-но-Грузинской дороге, видели все, что полагается, и Казбек в полном блеске, т[ак] что В[иктор ] М [ихайлович ] сел на железную дорогу вполне очарованный Кавказом. А[лексей] М [аксимович ] присоеди-нился к нам в Новороссийской, и мы прекрасно добрались до дому… Через 3 дня А. М. с семьей уехал из Ялты в Полтавскую губернию, захвативши с собою моего сына…
А. М. имел благие намерения работать летом, но ничего из этого не вышло, только последние 2 недели дачной жизни удалось ему на-ладиться и засесть за писание повести. Сейчас он в Москве на пути в Нижний.
Архив А. М. Горького.
Средин, Л. В. (1860 – 1909) – врач, живший в Ялте; близкий зна-комый А. М. Горького и А. П. Чехова.
Калюжный, А. М. (1853 – 1939) – народоволец, по отбытии катор-ги поселился в Тифлисе, где познакомился в 1891 – 1892 годах с А. М. Горьким. В 1900 году А. М. Горький писал ему:
«…Я прекрасно помню все пережитое с Вами и никогда не забы-вал, что именно Вы первый толкнули меня на тот путь, которым я те-перь иду» (М. Горький, Собр. соч.,»т. 28, стр.122).»
По поводу упоминаемой в конце письма повести см. письмо А. М. Горького к Л. В. Средину в Собр. соч., т. 28, стр. 127.

ИЗ ПИСЬМА К. С. СТАНИСЛАВСКОГО – С. И. МАМОНТОВУ
Среда. [20 или 27 сентября 1900 г.]
У меня к Вам просьба. Вами интересуется очень Горький (писа-тель), который будет у меня завтра обедать. Не соберетесь ли и Вы?.. Если да, то ждем Вас около 4 – 4/4 час, так как в 7 час мы, всей ком-панией, отправляемся в наш театр смотреть Грозного. Может быть, и Вы присоединитесь к нам.
ЦГАЛИ, фонд С. И. Мамонтова,N 799, on. 1, ед. хр. 236, л. 8.
Мамонтов, С. И. (1841 – 1918) – крупный предприниматель; меце-нат, основатель первого частного театра оперы в Москве.

ИЗ ПИСЬМА В. Э. МЕЙЕРХОЛЬДА – А. П. ЧЕХОВУ
1октября 1900 г., Москва.
Прошла неделя, как начался наш театральный сезон. «Как мало прожито, как много пережито…»»Снегурочка», на которую потрачено безумное количество артистических сил, столько напряжений режис-серской фантазии и столько денег, – провалилась. Все участвующие пали духом и продолжают свою работу с болью в душе и уныло… Публика, равнодушная и к красоте пьесы и к тонкому юмору ее, кри-тиканствует… Очевидно, «Снегурочка» отжила свой век. Очевидно, при «современной смуте», на развалинах строя всей нашей жизни – мало призыва к одной лишь красоте… Или это – каприз развинченной публики, или это слепое ее доверие к прессе? Как понять?.. М. Горь-кий почему-то считает невежественными и публику и прессу.
Рукоп. отдел б-ки им. В. И. Ленина,фонд А. П. Чехова. Чех. п. 51.

ИЗ ПИСЬМА Н. Д. ТЕЛЕШОВА – И. А. БУНИНУ
17 ноября 1900 г.
Сегодня напечатано в «Курьере» мое письмо по поводу разговора Горького с публикой. Это преинтересная история, но ее, конечно, раз-дули, извратили, и теперь Горького ругают все (понаслышке больше). Я и написал письмо, чтобы знали, черти, что не Горький был нетакти-чен, а сама публика была бестактна.
ЦГАЛИ, фонд И. А. Бунина, 44,оп. 3, ед. хр. 7, л. 52 – 52 об.
«…разговор Горького с публикой…» – см. поэтому поводу письмо А. М. Горького в редакцию газеты «Северный курьер» и к Н. Д. Те-лешову (М. Горький, Собр. соч., т. 28, стр. 140 – 141).

ИЗ ПИСЬМА Н. Д. ТЕЛЕШОВА – И. А. БУНИНУ
2 февраля 1901 г.
«Трое» Горького хорошо написано, дай ему бог здоровья! И «Сле-пые» в «Журнале» тоже хороши.
ЦГАЛИ, фонд И. А. Бунина, 44,оп.3, ед. хр. 7, л. 55.
«Слепые» в «Журнале». – Имеется в виду «Песня о слепых», опуб-ликованная в «Журнале для всех», 1901, N 1.

ИЗ ПИСЬМА В. Я. БРЮСОВА – П. П. ПЕРЦОВУ
14 февраля 1901 г., Москва.
…Горький прислал письмо, совсем уклоняется от участия в «Скверных] Цветах]» под тем предлогом, что бунтующих студентов отдают» в солдаты…
Рукоп. отдел ИМЛИ,фонд П. П. Перцова.
В своем письме В. Брюсов, в начале 1900-х годов недоброжела-тельно относившийся к Горькому, совершенно не дает представления о замечательном ответе Горького на приглашение сотрудничать в декадентском журнале «Северные цветы».
Страстно возмущаясь поборниками «чистого искусства», равно-душными к преступным действиям царского правительства, А. М. Горький писал:
«Знаю, что делаю нечто непростительное, отказываясь от участия в Сев[ерных] цветах… Но – пожалуй, объясню в чем дело – времени у меня написать что-либо сносное и раньше не было и теперь нет, те-перь – особенно… Настроение у меня как у злого пса, избитого, поса-женного на цепь. Если Вас, сударь, интересуют не одни Ассаргадоно-вы надписи да Клеопатры и прочие старые вещи, если Вы любите человека – Вы меня, надо думать, поймете.
Я, видите ли, чувствую, что отдавать студентов в солдаты – мер-зость, наглое преступление против свободы личности и идиотская мера обожравшихся властью прохвостов.
У меня кипит сердце, и я бы был рад плюнуть в их нахальные ро-жи человеконенавистников, кои будут читать ваши Сев. цветы и их похваливать, как и меня хвалят.
Это возмутительно и противно до невыразимой злобы на все – на «цветы»»Скорпионов» и даже на Бунина, которого люблю, но не по-нимаю – как талант свой, красивый, как матовое серебро, он не отто-чит в нож и не ткнет им куда надо?» (М. Горький, Собр. соч., т. 28, стр. 152 – 153. Письмо В. Я. Брюсову от 5 февраля 1901 года).
Позднее отношение Брюсова к Горькому приняло более друже-ский характер, – см., например, публикуемое ниже письмо от 15 фев-раля 1912 года. В письме от 17 февраля 1917 года Брюсов писал Горькому: «…Мне приходится повторить то, что я уже говорил Вам: что работать с Вами я считаю за большую честь для себя и что такая работа – истинная радость для меня. Это – не слова, а простая правда…» (Архив А. М. Горького). В 1917 году Брюсов написал сонет «Максиму Горькому в июле 1917 года», в котором выражал свое возмущение травлей Горького, организованной буржуазной прессой.

ИЗ ПИСЬМА Е. П. ПЕШКОВОЙ – И. А. БУНИНУ
Конец апреля 1901 г., Нижний Новгород.
Отвечаю за Алексея, пот[ому] что его неделю тому назад забрали и он сидит в одиночном. Все рукописи также взяты, т. ч. о высылке каких-либо рассказов и речи быть не может. Хотела о сем событии написать Чехову, да он, вероятно, уже знает, т. к. я писала С. Ф. Витютневой и Срединым. Все письма, в том числе и Ваше, приходят распечатанные и очень грубо заклеенные опять.
Вчера мне дали первое свидание с Ал[ексеем]. Вид серый и хму-рый, говор [ит], что чувствует себя хорошо, но злится. Кончится это, разумеется, ничем, досадно только, что на дворе весна, а ему прихо-дится сидеть, да и не расхворался бы, боюсь.
Архив А. М. Горького.
А. М. Горький вместе с С. Г. Петровым (Скитальцем) и рядом дру-гих лиц был арестован в ночь на 17 апреля 1901 года. Ему предъявили обвинение в участии в революционной деятельности. (См. об этом: М. Горький, Собр. соч., т. 28, примечания к письму N 146, стр. 493.) Витютнева, С. Ф, – фельдшерица, работавшая с доктором Л. В. Срединым, близкая знакомая семьи Пешковых; жена народовольца Витютнева.

ИЗ ПИСЬМА Е. П. ПЕШКОВОЙ – И. А. БУНИНУ
22 мая 1901 г., Нижний Новгород.
Дня три тому назад Алексея перевели под домашний арест, т. ч. живем теперь под охраной двух полицейских… Не совсем здоров он. В левом легком сухой плеврит… Настроение в общем бодрое, только угнетает его Петров-Скиталец, кот[орого] до сих пор почему-то дер-жат, хотя данных для этого не может быть никаких. Сейчас Алексея повели на допрос в жанд[армское управление]…
Архив А. М. Горького.

ИЗ ПИСЬМА Н. И. ДОЛГОПОЛОВА – А. П. ЧЕХОВУ
30 июля 1901 г., Нижний Новгород.
Дней пять сбирался сходить к Горькому, чтобы достоверно уведо-мить Вас status его здоровья. Алексей Максимович здоров, но ханд-рит, что вполне естественно в роли зайца, оставленного на свободе – дожидаться очереди «быть слопанным»…
Неволя Петрова-«Скитальца» – его смущает, и он нет-нет да и скажет: «жаль, Скиталец еще сидит». В общем вид у А. М. значитель-но лучше, чем был во время Вашего визита… Нового насчет судьбы Горького мало – слух пришел от самого него, что его «не вышлют».
Рукоп. отдел б-ки им. В. И. Ленина,фонд А. П. Чехова. Чех. п. 42.
Долгополов, Н. И. (1857 – 1922) – врач, работавший в Нижнем Новгороде.

ИЗ ПИСЬМА М. В. НЕСТЕРОВА – А. А. ТУРЫГИНУ
25 июля 1901 г. Нижний Новгород.
Пишу тебе, Александр Андреевич, с перепутья из Нижнего, где я провел два приятных дня у Горького, написал с него удачный этюд, которым надеюсь воспользоваться в будущем. Горький здоров и ве-сел, полон энергии и планов на будущее. Беседы с ним живые, увле-кательные и интересные.
«Высидка» его в нижегородс[кой] тюрьме не отразилась на нем угнетающе. Он вынес из нее много наблюдений и лишний раз убедил-ся в добродушии русских людей.
Конечно, высидка имеет и свои худые стороны, как то, что пока, Горькому воспрещен въезд в большие города и столицы. И теперь, когда он собирается ставить у Станиславского свою пьесу-драму, это будет чувствоваться особенно ярко.
Много, много было затронуто милых и «любезных» русскому че-ловеку тем. Тут и Толстой, и Шаляпин, и Горький, и Васнецов с Не-стеровым не были забыты.
Живет Горький безалаберно…
…Постоянно приходят разного звания люди, и мне думается, это Горького сильно должно утомлять. Разные «интеллигенты» идут в его карман, как в свой.
Гос. Русский музей, Ленинград,фонд А. А. Турыгина.
Турыгин, А. А. – друг М. В. Нестерова, художник-любитель.

ИЗ ПИСЬМА Л. В. СРЕДИНА – А. П. ЧЕХОВУ
20 сентября 1901 г., Ялта.
…Алекс[ей] Максимович узнал неофициально, что 15-го сент. ему будет объявлено распоряжение Департамента полиции: ввиду вредного влияния его на общество, предлагается ему выехать из Нижнего в один из уездных городов Нижегородской губернии, впредь до окончания его дела, т. е. на срок около года…
Е[катерина] Павловна] уговаривает Ал. М. хлопотать о разреше-нии выехать на этот срок в Ялту для лечения, но А. М., кажется, по-чему-то упирается, по этой причине я и решил привлечь к этому делу Вас, ибо Вы на А.

Цитировать

От редакции А. М. Горький в переписке современников (1895–1916). Подготовка текстов и примечания З. Карасик / От редакции // Вопросы литературы. - 1958 - №3. - C. 67-99
Копировать