№3, 2009/Литературное сегодня

А. Королев: «Сгинь, коса!»

Смерть, конечно, большое несча-
стье, но все же не самое большое,
если выбирать между ней и бес-
смертием.
Том Стоппард

Смерть — то, что предстоит каждому из нас. Как лицо и волосы скрывают от нас оскаленный череп, так и внутри сознания, за мыслями о повседневных заботах, ходит крошечная иголочка — мысль о собственной смертности.
И неразрывно связанная с ней другая мысль — о бессмертии. Как верно было замечено, надежда на вечную жизнь умирает последней. Но что делать, если эта надежда перерастает в навязчивую идею в масштабах пусть (пока) не всего человечества, но определенной его части?.. Проблема жизни и смерти, а точнее, именно смерти и связанного с ней бессмертия, лежит в основе романа Анатолия Королева с эпатирующим названием «Сгинь, коса!»
Смерть здесь — не просто главная тема; это нить, пронизывающая все произведение, все смысловые уровни, напоминающая о себе каждой деталью. Образ, сопровождающий тему смерти, — лед. Холод. Реклама замороженных овощей, ледяное пирожное на свадьбе главного героя, холодильная камера мясокомбината — местная разновидность Дантова ледяного озера, правда, под весьма и весьма своеобразным смысловым освещением.
Впрочем, на протяжении всего произведения главная тема подвергается преломлению под бесконечным количеством углов, подается в разных ракурсах. Смерть, равно как и бессмертие, — это то, о чем всерьез говорить действительно страшно. Поэтому автор, дерзнувший нарушить негласное табу на эту тему, вынужден прибегать к помощи многочисленных приемов и уловок, чтобы столкнуть читателя лицом к лицу с вечно актуальной, но пугающей проблемой. Отсюда — головокружительная фантасмагория, дающая о себе знать уже в начале романа и в полную силу разворачивающаяся к концу. Вплетение фантастического в обыденную реальность роднит роман Королева с «Мастером и Маргаритой» Булгакова или, к примеру, с орловским «Альтистом Даниловым»…
В романе сосуществуют два пласта: обыкновенный человеческий мир — и мир фантастический. Первый пласт представлен в основном богемной тусовкой трансгуманистов, членами партии ССН — «Скажем Смерти Нет». В их изображении автор дает волю своей злой иронии, представляя сражающихся с «курносой» как эксцентричных, изнеженных, инфантильных и даже вызывающих некое отвращение людей. Доходящие до абсурда в своей пышности похороны кота, торт в виде мочевого пузыря, бегающие кришнаиты с маргаритками в анальном отверстии — все это явно не играет на пользу борцов за бессмертие и заставляет скептически относиться к их идеям.
Сам автор в одном из интервью открыто заявил: «Я на стороне тех, кто эту идею (бессмертия. — Е. П.) если не перечеркивает, то подвергает сильнейшему испытанию на прочность».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2009

Цитировать

Пташкина, Е. А. Королев: «Сгинь, коса!» / Е. Пташкина // Вопросы литературы. - 2009 - №3. - C. 109-112
Копировать