№3, 2009/Заметки. Реплики. Отклики

Владимир Нарбут между «большевизмом» и христианством

В качестве одной из веских причин «на удивление слабой изученности» поэтического наследия Владимира Нарбута исследователи указывают на «трудность контекстуализации» его творчества1 . «Трудность» эта отчетливо проявляется в диссертации А. Миронова, защищенной в 2007 году, — первой в истории отечественного литературоведения, посвященной творческой биографии Нарбута. В числе прочих ключевых положений в ней доказывается, что «поэт приходит к натурфилософской идее жизненного равновесия», а «концептосфера творческого наследия Нарбута» определяется «поэтизацией восходящей от земли энергии жизни и смерти»2. При том что диссертация эта по счету первая, в своих теоретических дефинициях автор далеко не нов и следует за устоявшейся традицией. Сошлемся, в частности, на статью О. Лекманова «О книге Владимира Нарбута «Аллилуйя»»3 — безусловно, этапную в «нарбутоведении» последних лет.
Автор прямо указывает на одну из главных целей своего исследования. Он ищет ответа на вопрос: «В чем своеобразие концепции, положенной в основу второй книги «бурлескного натурфилософа Владимира Нарбута» (по удачной характеристике Р. Д. Тименчика)?»4 . Сущностный контекст, в котором исследователь воспринимает поэзию Нарбута («бурлескная натурфилософия»), продекларирован, таким образом, изначально.

  1. См., например: Кукулин И. История пограничного языка: Владимир Нарбут, Леонид Чертков и контркультурная функция // Новое литературное обозрение. № 72. 2005. С. 207.  []
  2. Миронов А. Владимир Нарбут: творческая биография. Автореферат. Екатеринбург: УГУ им. А. М. Горького, 2007. С. 9, 10. []
  3. См.: Лекманов О. О книге Владимира Нарбута «Аллилуйя» // Новое литературное обозрение. № 63. 2003.[]
  4. Там же. С. 106. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2009

Цитировать

Кожухаров, Р.Р. Владимир Нарбут между «большевизмом» и христианством / Р.Р. Кожухаров // Вопросы литературы. - 2009 - №3. - C. 468-472
Копировать