№5, 2008/Книжный разворот

А. Х. Гольденберг. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя: монография

В книге А. Гольденберга изучается проблема трансформации и функционирования в поэтике Гоголя фольклорных и литературных архетипов, генетически связанных с народной обрядовой культурой и традиционной для народных мифопоэтических представлений топикой, с библейской символической образностью и сюжетами средневековой христианской литературы. Автор привлекает для сопоставления значительный по объему фольклорно-этнографический и историко-культурный материал, что наряду с опорой на исследования ведущих отечественных и зарубежных фольклористов и этнологов, а также специалистов по исторической поэтике, позволило ему сосредоточить внимание на важнейших и малоизученных аспектах гоголевского творчества.

Так возникает, например, «возможность дерзкой параллели между Павлом Ивановичем Чичиковым и апостолом Павлом» (с. 131), не просто отмеченной, но подробно развернутой исследователем. Учитывая системный характер символики Гоголя, склонного к предельным обобщениям и парадоксальным образным аналогиям, А. Гольденберг раскрывает значение идеи имитации (то есть подражания высшим образцам) в художественном сознании писателя, соотносящего сюжетную судьбу «низкого» героя с универсальной моделью преображения человека.

Проведенная параллель выглядит тем более убедительной, что чуть ранее, говоря об архаической основе разнообразных превращений в мире Гоголя, автор именно метаморфозу рассматривает как важнейшую категорию гоголевской поэтики; подчиняясь законам этой поэтики, фольклорные и литературные архетипы вступают в отношения взаимоосвещения и взаимоотражения. И если сопутствующий Чичикову мотив подмены (как формы фольклорного превращения) характеризует миражность его деятельности «приобретателя», чреватой духовной смертью, то обращение Гоголя к архетипам учительной литературы дает возможность указать герою, забывшему о назначении человека, «дорогу к духовному преображению» (с. 91).

Показательный для поэтики Гоголя синтез архетипов фольклорного и литературного происхождения А. Гольденберг демонстрирует на примере топоса «земного рая», исключительно актуального для оставшегося незаконченным второго тома «Мертвых душ»; как показывает специальный анализ, рисуемые в сохранившихся главах утопические картины «райской» жизни спроецированы и на идеальные образы обрядовой поэзии, и на представления о рае, сформированные в апокрифических текстах и характерные для дидактических жанров древнерусской литературы.

То, что подобный синтез был весьма органичным для художественного мышления писателя, доказывает и разбираемый в книге дантовский архетип.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2008

Цитировать

Кривонос, В.Ш. А. Х. Гольденберг. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя: монография / В.Ш. Кривонос // Вопросы литературы. - 2008 - №5. - C. 356-357
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке