№5, 2008/Книжный разворот

Гетевские чтения 2004–2006

Тот, кто не надеется иметь миллион читателей,

не должен писать ни одной строки.

Гете

Уже с 1864 года, с момента своего появления, научные литературные общества, изучающие жизнь и творчество какого-либо писателя, выполняли как научно-исследовательские, так и общественно-культурные задачи. Гетевская комиссия, печатным органом которой являются «Гетевские чтения», полностью удовлетворяет обеим задачам. После четырехлетнего перерыва в издательстве «Наука» вышел очередной (седьмой) сборник «Гетевских чтений», верный своей изначальной установке на как можно более обширное освещение различных аспектов, связанных с деятельностью немецкого классика, и ориентированный в первую очередь на интердисциплинарность, что отражает широкий спектр научных интересов российских гетеведов.

Первый раздел, посвященный 200-летию со дня смерти Шиллера, отмечавшемуся в 2005 году, открывает статья сопредседателя Гетевской комиссии в Москве Г. Якушевой «Фридрих Шиллер на новом «повороте веков»: идеалист в противоборстве мнений». Автор совершает подробный экскурс в историю восприятия Шиллера в России, выделяя несколько вех в соответствии с принятой в российской германистике периодизацией: от Карамзина и Жуковского до русской религиозной философии рубежа веков с ее идеей объективности прекрасного. Две следующих статьи этого раздела в лучших традициях юбилейных сборников обращаются к известным темам: к русской теме в творчестве Шиллера (Л. Кауфман) – созданию неоконченного отрывка из русской истории «Дмитрий», а также к истории издания «Ор» (А. Ерохин). Статьи Ерохина и Пронина посвящены балладному творчеству Шиллера. А. Ерохин предпринимает попытку доказать циклическую тенденцию в балладах Шиллера, созданных в «балладном» 1797 году, и выделяет сквозные вариативные элементы деяния, служения, испытания, возмездия, которые приближают баллады Шиллера к завершенности музыкального цикла. В. Пронин обращается к написанной в том же «балладном» году «Поруке», указывая на мало известную связь сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» с балладой Шиллера, пародией на которую она является. Перенеся сюжет баллады о верности двух друзей в иные исторические условия, Салтыков-Щедрин показывает, как благородство и верность оборачиваются абсурдом и самоубийством. Автор статьи приходит к выводу, что в исторических и культурных условиях России 60-х годов шиллеровские идеалы себя исчерпали и звучали пустым краснобайством. Завершает раздел, посвященный Шиллеру, театроведческая статья В. Иванова о постановке под руководством А. Блока «Дон Карлоса» в России в 1919 году, которой должен был открыться БДТ. Для осознающего неминуемое «крушение гуманизма» Блока было важно сохранить традиционные идеалы и высокую культуру, воплощение которой он видел в Шиллере. Но создать «мостик между вершинами культуры и народными массами» все же не удалось, театральная эстетика Шиллера в революционной России, несмотря на все усилия Блока, была Ьбречена на неудачу. Следующий раздел, посвященный Гете, охватывает самые различные аспекты:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2008

Цитировать

Бакши, Н. Гетевские чтения 2004–2006 / Н. Бакши // Вопросы литературы. - 2008 - №5. - C. 360-363
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке