Горячая десятка

В творческой мастерской

10 лучших интервью с современными русскоязычными поэтами и писателями

В журнале «Вопросы литературы» мы не только публикуем исследования творчества классиков, но и говорим о литературе непосредственно с поэтами и писателями. Рубрика «В творческой мастерской» появилась в 1970 году, и в архиве журнала накопилось множество интересных интервью. К сожалению, мы были ограничены заявленной в рубрике цифрой «десять» и не смогли выделить всё достойное внимания. Поэтому редакция задумалась над новой книгой, в которую могло бы войти гораздо больше материалов.

Ната Сучкова. Соль вещей. Беседу вела Елена Погорелая

Беседа с современным поэтом, лауреатом нескольких литературных премий Натой Сучковой посвящена актуальной культурной и поэтической ситуации. Какое место в поэтическом процессе занимает «провинциальная» лирика, как найти баланс между поэзией и прозой, что представляет собой новый эпос? Эти и другие вопросы, касающиеся русской поэзии XXI века, обсуждаются в интервью. Беседу вела Елена Погорелая.

Александр Снегирев: «Я смеюсь, потому что люблю…» Беседу вела Анна Жучкова

В интервью современного прозаика Александра Снегирева с литературным критиком и эссеистом Анной Жучковой идет речь как о книгах и писательских проектах самого Снегирева, так и о ситуации в русской литературе начала XXI века вообще. Есть ли сегодня место большому роману, как писать о «частной жизни» и что стоит за стилистическими экспериментами современных писателей — все эти темы подробно освещаются в представленном разговоре.

Гузель Яхина: «Мне нравится складывать истории». Беседу вела Алена Каримова

В беседе поэта и переводчика с тюркских языков Алены Каримовой с писателем, лауреатом премии «Большая книга» Гузелью Яхиной идет речь как об истории создания романа «Зулейха открывает глаза» — самого яркого дебютного романа 2015 года, — так и о современной литературе в целом, а также о взаимосвязи советского прошлого и культурного настоящего.

Марина Степнова: «С трясущимися от страсти руками невозможно написать что-то стоящее…» Беседу вел Григорий Аросев

Рассказы Марины Степновой публиковались в литературных журналах «Наша улица», «Новый мир», «Звезда», а также в журналах «Сноб» и «Esquire». В 2005 году вышел первый роман М. Степновой — «Хирург», в 2011 году — второй роман «Женщины Лазаря». Третий роман «Безбожный переулок» вышел в 2014 году. Роман «Женщины Лазаря» переведён на 26 языков. В июле 2020 года британская газета The Guardian включила роман Степновой «Женщины Лазаря» в свой список «десяти лучших романов, действие которых происходит в России».

Интервью современного прозаика Марины Степновой о своей семье, литературных влияниях и писательском спокойствии. Беседу вел писатель и критик Григорий Аросев.

Владимир Маканин: «С точки зрения времени…» Беседу вели Мария Переяслова, Елена Погорелая

В числе самых известных произведений Владимира Маканина — романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), «Испуг» (2006), «Асан» (2008), повести «Один и одна» (1987), «Человек свиты» (1988), «Кавказский пленный» (1997), «Лаз» (1997), «Удавшийся рассказ о любви» (2000) и т. д. Многие книги писателя отмечены литературными наградами, среди которых — Букеровская премия 1993 года (за роман «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»), «Большая книга» 2009 года (за роман «Асан»). В конце 2012 года Владимир Маканин первым из русских писателей получил Европейскую литературную премию. 

Мария Переяслова и Елена Погорелая обсуждают с писателем проблему времени и умение почувствовать эмблематику эпохи.

Александр Кабаков. Между фантасмагорией и бытописательством. Беседу вела Татьяна Соловьева

Александр Кабаков — писатель и публицист, «человек эпохи джаза», ставший известным после публикации романа «Невозвращенец» (1989). Долгое время занимался журналистикой: работал в газетах «Гудок», «Московские новости», «Коммерсантъ», журналах «Новый очевидец» и «Саквояж-СВ». С этим последним связан особый «железнодорожный» проект Кабакова, предполагающий публикацию в каждом номере «Саквояжа» короткой современной новеллы (авторами проекта в разное время были О. Славникова, Д. Быков, сам А. Кабаков и др.). Александр Кабаков — автор более десяти книг прозы, лауреат нескольких литературных премий: «Большая книга» (II место, роман «Все поправимо»), Большая премия Аполлона Григорьева (роман «Все поправимо»), «Проза года» (сборник «Московские сказки», роман «Беглецъ»), Премия Ивана Бунина (сборник «Московские сказки») — и один из немногих писателей, позволявший себе плыть против «литературных течений» и не принадлежать ни к одной из популярных литературных тусовок. Беседу с писателем вела Татьяна Соловьева.

Михаил Шишкин. Неприкаянность прямой речи. Беседу вел С. Диваков

Михаил Шишкин публикуется с 1993 года (рассказ «Урок каллиграфии» в журнале «Знамя»). Автор романов «Всех ожидает одна ночь (Записки Ларионова)» (1993, премия журнала «Знамя» за лучший литературный дебют), «Взятие Измаила» (2000), «Венерин волос» (2005), «Письмовник» (2010), литературно-исторического путеводителя «Русская Швейцария» (1999). Лауреат премий «Русский Букер» (роман «Взятие Измаила», 2000), «Национальный бестселлер» (2005), «Большая книга» (2006) и др.

Живущий уже более пятнадцати лет в Швейцарии, Шишкин остается для русскоязычного читателя одним из самых проникновенных авторов. Каждая его новая книга вызывает живой отклик. В интервью с Сергеем Диваковым Михаил Шишкин рассказывает о борьбе писателя с языком и неожиданных трудностях перевода, о том, что для писателя значит личный опыт, и как язык создает время.

Елена Чижова: «Умение начинать со звука…» Беседу вела Елена Погорелая

Елена Чижова — прозаик, эссеист, директор Санкт-Петербургского ПЕН-клуба. Автор романов «Крошки Цахес» (2000), «Лавра» (2002), «Преступница» (авторский вариант названия — «Полукровка», 2006), «Орест и сын» (2007), «Время женщин» (2009), «Китаист» (2017), а также повести «Нюточкин дом» (2007). Романы «Лавра» и «Преступница» в соответствующие годы оказывались в финальном списке премии «Русский Букер»; в 2009 году Чижова стала лауреатом Русского Букера за роман «Время женщин».

Евгений Рейн. Вся жизнь и еще «Уан бук». Беседу вела Татьяна Бек

Татьяна Бек ведет беседу с Евгением Рейном и так начинает свое интервью: «Эта наша беседа велась в два приема. Первый диалог состоялся в Дубне, в августе 2001-го. После этого, уже зимой. Евгений Рейн тяжко занедужил и надолго попал в больницу… Выписался – и сразу произошел второй диалог. Замечу, что Рейн, надолго обезножев и пребывая в полной неподвижности, не стал унывать, а с энтузиазмом принялся за сочинение прозы, комментируя такой поворот событий следующим образом: «Нет худа без добра. Не переломал бы ногу – не взялся бы за прозаическое перо…»»

Светлана Кекова: «Территория поэзии, как шагреневая кожа, съеживается — и прежде всего в душах людей». Беседу вела Елена Константинова

Новое интервью Светланы Кековой, данное постоянному автору «Вопросов литературы» Елене Константиновой, интересно прежде всего тем, что в нем соединяются две ипостаси Кековой — поэта, продолжателя «неоклассической» традиции метафизической поэзии XX века, и филолога, исследователя творчества А. Тарковского и Н. Заболоцкого. Точные комментарии Кековой к стихам любимых поэтов помогают лучше понять и ее собственную поэтику, а вопросы Константиновой выявляют эту глубокую смысловую и стилистическую связь.