Горячая десятка

Топ-10 материалов из архива «Вопросов литературы»

Лучшее за 10 лет

Редколлегия журнала выбрала лучшие материалы о литературе из опубликованных номеров, которые непременно нужно прочитать, чтобы знать, что происходит в современной отечественной и мировой литературы.

Сидорова О. Кадзуо Исигуро. Писатель в «зыбком мире»

Творческий портрет лауреата Нобелевской премии Кадзуо Исигуро: особенности прозы, писательская манера, все, что делает его творчество неповторимым на фоне существующего многообразия современной прозы Великобритании.

Погорелая Е. «Тобол» vs «Игра престолов». Когнитивная метафорика современного исторического романа

В статье идет речь о влиянии культового сериала по роману Дж. Мартина на современную русскую литературу, в частности — на дилогию А. Иванова «Тобол» (2017-2018). Как Мартин и Иванов видят современную цивилизацию, какие приемы современный русский писатель перенимает у Мартина и сценаристов «Игры престолов», как это связано с русской историей? Обо всем этом, а также о типичных ивановских сюжетах и мартиновских аналогиях, можно прочесть в статье Е. Погорелой.

Кронгауз М. Краткий курс новояза

Лингвист Максим Кронгауз показывает, как придуманное Оруэллом в романе «1984» понятие новояза помогает нам понять манипулятивные приемы современного политического дискурса. Вспоминая протесты 2011–2012 годов и дискуссии о присоединении Крыма в 2014-м, автор объясняет, что стоит за именованием оппонентов «бандерлогами», «сетевыми хомячками», «укропами», «ватниками» и «пятой колонной».

Чередниченко С. Заслуженный подросток русской литературы. Эдуард Лимонов

В статье об одном из самых громких лидеров отечественного литературного нонконформизма рассказывается не только о прозе Эдуарда Лимонова – вызывающей, провокативной, узнаваемой с первой же строчки, – но и обо всем его поколении, восторженно приветствовавшем перестроечные 1980-е, выжившем в лихие 1990-е и так внутренне и не принявшем стабильные нулевые. Эстетика Лимонова — эстетика эпатажа, протеста, подросткового вызова — была едва ли не ключевой приметой своего времени, кем-то проведенного в ожидании перемен, а героем статьи — по местам заключения и съемным квартирам. Что сегодня осталось от того времени в прозе и в памяти?

Джумайло О. Простое сердце: Джулиан Барнс

Кавалер ордена Почетного легиона британец Джулиан Барнс в одном из недавних интервью предлагает поместить на обложку каждого великого классического романа слова: «TRIGGER WARNING – содержит невеселую правду». Автора тринадцати романов, включая «Предчувствие конца» (2012), удостоенного Букеровской премии, никогда не обременяла тоска по новым постмодернистским экспериментам. Эссе Ольги Джумайло «Простое сердце: Джулиан Барнс», напечатанное в журнале в 2011 году, раскрывает в бесспорно интеллектуальном, остроумном и элегантном искусстве классика современной британской литературы неизбывную тоску по пронзительной правде о заблуждениях сердца. Последний из написанных романов писателя «Одна история» (2018) еще одна вариация на тему любви, утраты и опустошения, с глубоким сочувствием к человеку исполняемая британским поклонником Флобера и Толстого на протяжении всего его творческого пути.

Козлов В. Экзистенциальный задачник. Владимир Маканин

Критик и журналист В. Козлов представляет портрет недавно ушедшего прозаика Владимира Маканина — одного из самых известных и значительных писателей конца XX — начала XXI века, кандидата на Нобелевскую премию и лауреата ряда других наград. Главная тема Маканина — человек в экзистенциальном разломе; критик прослеживает развитие этой темы от ранней маканинской прозы к культовому роману о лихих 1990-х «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), а также к поздним и самым провокативным романам «Испуг» и «Асан».

Кудрин О. Оптимизм в прошедшем времени. Шорт-лист «Русского Букера – 2015»

Ежегодно критик О. Кудрин посвящает статью обзору короткого списка премии «Русский Букер», помимо разбора романов-финалистов выявляя ключевые тенденции современности и делясь прогнозами по ее поводу. Обзор шорт-листа 2015 года вышел одним из самых динамичных благодаря поистине звездному списку, куда попали преимущественно молодые / новые писатели: А. Ганиева, А.Снегирев, Р. Сенчин, В. Данихнов, Г. Яхина и т. д.

Шайтанов И. И все-таки – двадцать первый… Поэзия в ситуации после-пост-модерна

В XX веке самым болезненно-актуальным в поэзии был вопрос — как писать стихи после Освенцима и Гулага? В XXI веке вопрос всё чаще звучит по-другому – как писать стихи после Пригова и компании актуальной поэзии, разворачивающейся на рубеже 1990-2000-х? В статье И. Шайтанова – речь не только об этом вопросе, но и об основных тенденциях современной поэзии, о ее стилях, жанрах и голосах. А также о том, куда движется современная лирика после того, как «автор умер», и о том, где искать пути выхода из исчерпавшего себя постмодерна.

Энн Лаунсбери. «Мировая литература» и Россия

Книга Паскаль Казановы «Мировая республика литературы» — одно из наиболее авторитетных исследований, посвященных феномену мировой литературы. Во многих отношениях работа Казановы не безупречна — со времени первой публикации в 1999 году на французском языке она неоднократно подвергалась основательной критике, в частности за то, что в ней обойдены вниманием многочисленные специальные работы, посвященные исследованию постколониальных межнациональных литературных процессов. Но вот что осталось вне поля зрения критики, так это то, что в «Мировой республике литературы» напрочь отсутствует русская литература. Отчего же России не нашлось места в научном описании мировой литературы, которое породило в Европе и Северной Америке дискуссию, растянувшуюся на десятилетие? Или — если поставить вопрос напрямую — почему Россия должна быть изъята из системы, сконструированной Казановой?

Марк Амусин. Кино – в единстве и в борьбе с литературой. О творческой эволюции Алексея Германа

В статье рассмотрена эволюция творчества кинорежиссера Алексея Германа, в первую очередь в плане соотношения визуальных и вербальных средств выразительности. Автор анализирует изменения, которые претерпевали литературные первоисточники сценариев его фильмов по ходу экранного воплощения, движение от гиперреализма и социалистического гуманизма к фантасмагории и тотальному пессимизму.