Заметки о румынской критике
Современная литературная критика в Румынии ведет свое начало от деятельности кружка «Жунимя», которым руководил Титу Майореску. В работах самого Майореску и его последователей критика впервые предстала значительной и полноправной ветвью литературы. Каждое направление, возникавшее в румынской литературе на протяжении XX века, создавало и свою критику. На рубеже веков в критике впервые заявляют о себе марксистские эстетические принципы; это стимулировало интерес к социологии литературы и помогло окрепнуть направлению, существенно отличному от «Жунимя» и теорий Титу Майореску. Но критика того времени еще не была теоретически вооружена, да и силы ее оставались разрозненными. Лишь в 10-е годы вырабатывается определенная типология критического анализа – и тогда в критике обнаруживаются немалые силы: назовем такие имена, как Джордже Кэлинеску, Тудор Виану, Михай Раля, Эуджен Ловинеску.
Можно даже говорить о расцвете румынской критики в то время, причем подъемом этим она в значительной мере обязана и обращением некоторых ев представителей к принципам марксистской диалектики. Научная система изучения литературы открыла новые перспективы перед критикой; речь шла прежде всего о понимании художественных явлений в их социальной обусловленности.
Этот процесс, начавшийся в критике еще до войны, завершился после освобождения Румынии от фашистского ига; марксизм-ленинизм вносит коренные изменения в самый способ эстетического мышления.
Было бы неверно считать, что в критике тем самым утвердился единый подход к предмету исследования. Напротив, в последние годы в румынской литературной критике наблюдается настоящее, брожение идей.
Процессы, происходящие сегодня в нашей критике, свидетельствуют о поисках наиболее широкого и многогранного, соответствующего современному уровню развития гуманитарных наук метода анализа. Все более сложными оказываются звенья цепи, связывающие произведение и читателя, а для целого ряда румынских критиков главная задача – исследование именно этого сложного процесса. Углубился и сам подход к литературному произведению; в поле зрения современного критика не только его текст, но и подтекст, вся многоступенчатая художественная система романа, поэмы, драмы.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.