№3, 2024/Книжный разворот

Н. Н. С м и р н о в а. Фрагмент и незавершаемое произведение: замысел, чтение. М.: Канон-Плюс, 2023. 288 с.

DOI: 10.31425/0042-8795-2024-3-198-203

Книга Н. Смирновой посвящена сложной и до сих пор мало исследованной междисциплинарной теме — незавершаемым произведениям и фрагменту как особой форме существования текста, особенному статусу принципиально незавершаемого произведения в русской литературе в конце XIX — первой четверти XX века. Очевидно, что на замысел книги оказал влияние и учитель Смирновой Н. Гей: известно, что свою дважды, с промежутком почти в 10 лет, изданную книгу, роман «Хронотавр и Солнце: роман-реквием» (2018), автор переписывал 18 раз, создавая незавершаемое произведение.

Монография состоит из предисловия, в котором обосновывается постановка проблемы и дается ее историография, пяти глав, заключения и списка литературы. Обратим внимание на внутренний сюжет книги: пять пронумерованных глав составляют его основу, первая — о фрагментах, посвященных Льву Шестову, Николаю Федорову, Василию Розанову, Виктору Шкловскому и Михаилу Гершензону. От постановки проблемы автор движется к последней главе под названием «Незавершаемое деланье вещи», с аллюзией на «веселые вещи» формалистов, оставляя открытым, незавершенным финал и самой своей книги о незавершаемом.

Уже в предисловии «Незавершаемость и фрагментарность. К постановке проблемы» сформулирована основная идея книги: показать влияние «внутренних течений идей», которые «могут переворачивать мышление эпохи, когда приходит их время» (с. 5). Традиционно, если не сказать — шаблонно, в истории литературы незавершаемое произведение воспринимается как неотъемлемая часть поэтики романтизма — Sehnsucht, как вечное томление по недостижимому идеалу («нечто» и «туманна даль» Владимира Ленского). Однако, как показывает Смирнова, в динамике историко-литературного процесса незавершенное (и незавершаемое сознательно) произведение не только приобретает самостоятельные жанровые черты, но и наполняется новым философским содержанием. И здесь автор книги довольно успешно решает поставленную задачу: перевести произведения, созданные на языке ушедших культур, на язык культуры современной, прояснить для нас понимание творческими личностями прошлых эпох «мышления истории» (А. Михайлов) как фундамента языка культуры, мышления, которое они сами не всегда ясно понимали. Жаль, что термин Михайлова (особенности восприятия исторического времени и восприятия человека в культуре этой эпохи) не взят в кавычки в названии главы книги Смирновой, хотя работы самого Михайлова в этой главе цитируются.

Жанровая и смысловая трансформация фрагмента и незавершаемого произведения представлена в монографии на основе значительного корпуса философских и художественных текстов, позволяющих проанализировать возникновение и становление концепции незавершенности и сознательной незавершаемости как творческой установки художника.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2024

Литература

Смирнова Н. Н. «Связь забвения с воспоминанием». Видение поэзии в трудах М. О. Гершензона. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.

Цитировать

Овчаренко, А.Ю. Н. Н. С м и р н о в а. Фрагмент и незавершаемое произведение: замысел, чтение. М.: Канон-Плюс, 2023. 288 с. / А.Ю. Овчаренко // Вопросы литературы. - 2024 - №3. - C. 198-201
Копировать