№6, 1972/Коротко о книгах

Творческий путь Генриха Манна

Г. Знаменская, Генрих Майя. Критико-биографический очерк, – «Художественная литература», М. 1971, 189 стр.

До недавнего времени советское литературоведение располагало двумя книгами о Генрихе Манне – кратким очерком К. Нартова (1960) и монографией Н. Сереброва (1964). Книга Г. Знаменской существенно обогащает представление нашего читателя о Генрихе Манне. Она невелика по объему, написана в общедоступном жанре критико-библиографического очерка, но в нее вложено много исследовательского труда. Автор основательно изучил материалы архива Генриха Манна при Немецкой Академии искусств (ГДР). Книга богата новыми фактическими данными, которые сами по себе представляют немалый интерес. Но Г. Знаменская не ограничивается привлечением малоизвестных и неизвестных фактов. Она стремится глубже проникнуть в идейно-художественный мир писателя, в историю его творческих замыслов. Чуткость к личности художника, к его поискам и раздумьям – одно из достоинств ее книги.

Сложный путь Г. Манна прослеживается от самых истоков. Г. Знаменская приходит к выводу, что литературные опыты молодого Г. Манна заключают в себе зерно его будущей художественной системы. Уже в новелле «Похищенный документ» высмеивается психология верноподданничества. В ранних новеллах «начинает вырабатываться своеобразный почерк художника, открываются грани его дарования, сочетающего романтическую устремленность и тяготение к социальной проблематике». Молодой писатель, по собственным его словам, «ставил рядом с мечтой грубое, животное, сочетая восторг и сатиру, нежность и гнев». Эта двуединая основа творчества Г. Манна сказалась впоследствии и в сатирическом романе «Верноподданный», и в исполненной мужественной героики дилогии о Генрихе IV.

Путь Г. Манна – сатирика был нелегким. Г. Знаменская пишет о том, в какой атмосфере отчуждения и непонимания оказался писатель уже в начале 900-х годов. Это не отклонило его от избранного пути. В романе «Учитель Гнус» реалистическое исследование общества идет дальше вглубь, сатира становится более меткой, целенаправленной. По верному замечанию Г. Знаменской, в «Учителе Гнусе» отчетливо проявилось «ставшее характерным для писателя сочетание элементов психологического романа с политическим памфлетом».

В годы первой мировой войны стойкая гражданская позиция Г. Манна-борца против империализма снискала писателю уважение передовых людей в Германии и за ее пределами. Этим был подготовлен его триумфальный успех в первые годы после краха империи. С другой стороны, и в период Веймарской республики творчество Г. Манна продолжало вызывать самые разноречивые отклики. Характерно, что после выхода романа «Голова», завершившего трилогию «Империя», К. Тухольский написал автору, что ему «было нелегко понять» эту книгу, ибо тут «из подлинной реальности что-то исчезает»; Томас Манн, напротив, высоко оценил роман, увидев в нем «широкую панораму исторической и политической жизни».

Г. Знаменская подробно говорит о сдвигах в идейном и творческом развитии Г. Манна под влиянием широкого антифашистского движения 30-х годов. Дилогия о Генрихе IV стала большой творческой победой писателя; в книге обстоятельно анализируется это произведение, связанное с наследием французских классиков (Монтеня, Вольтера), французской фольклорной традицией. Отмечено и то место, которое занимают романы о Генрихе IV в немецкой антифашистской литературе, столь богатой историческими романами с актуальной общественно-философской проблематикой.

Последний период жизни писателя, проведенный в США, был полон тяжелых испытаний. Этот период мало освещен в советских и зарубежных работах о Г. Манне; книга Г. Знаменской вносит здесь много нового. Ее работа проникнута стремлением показать творческий облик писателя в его реальной сложности и своеобразии. Вместе с тем хотелось бы узнать больше об особенностях художественной манеры Г. Манна. Книга Г. Знаменской позволяет яснее увидеть формирование художника и его эволюцию, но поэтика романов Г. Манна, оригинальность его художественного почерка, проявлявшаяся столь по-разному в книгах разных периодов, – все это еще требует дальнейшего исследования.

Скажем, в главе о романе «Голова» Г. Знаменская связывает поэтику этой книги с экспрессионизмом, однако называемые ею художественные приемы писателя были свойственны индивидуальной манере самого Г. Манна, когда экспрессионизма как художественного течения еще не существовало. Символика, гротеск, резкие контрасты, образы-маски – все это налицо и в «Земле обетованной», и в «Учителе Гнусе», и в «Маленьком городе», в какой-то мере и в «Верноподданном». Достаточно сравнить портреты Кнака в «Голове» и водочного фабриканта Пимбуша в «Земле обетованной» – и мы убедимся в их художественном сходстве. Взаимоотношения своеобразного, во многом новаторского реалистического искусства Г. Манна с экспрессионистской прозой – вопрос сложный, и над ним еще предстоит работать.

Известно, что Генрих Манн высоко ценил дружеское отношение советских читателей к его творчеству. Он дорожил тем вниманием, которое ему оказывала советская литературная общественность. Книга Г. Знаменской – новое доказательство того серьезного научного внимания, которое привлекает к себе в нашей стране наследие выдающегося немецкого писателя-гуманиста.

г. Сухуми

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1972, N 1

В N 1 «Русской литературы» опубликованы статьи Ф.

Цитировать

Чернова, М. Творческий путь Генриха Манна / М. Чернова // Вопросы литературы. - 1972 - №6. - C. 232-236
Копировать