№5, 2002/Мозаика

Загадки в родословной Ф. М. Достоевского

Иногда снятся странные сны… пробудясь… вы чувствуете… что вы оставляете вместе со сном что-то для вас неразгаданное… нечто существующее и всегда существовавшее в вашем сердце…

Ф. М. Достоевский. «Идиот».

 

Сновидения, как известно, занимают важное место в творчестве великого романиста. Ими ознаменованы самые тревожные и переломные моменты жизни его героев. Большое значение Достоевский придавал и собственным снам. В его дневниковых записях 1870 года есть такие строки об одном сне, в котором таилось что-то неразгаданное, беспокоившее его.

«Проснулся, заснул опять и как бы продолжение сна: вижу отца (давно не снился)… у отца какой-то семейный праздник, и вошла его старуха-мать, моя бабка, и все предки. Он был рад».

Эти строки свидетельствуют о том, что писатель знал и помнил о переживаниях своего отца, пытавшегося на склоне лет найти своих родных, которых покинул в молодости. Многих биографов Достоевского занимал вопрос о том, почему его отец не стал, по семейной традиции, священником и «удалился… из дома своих родителей, не имев при себе всех документов о своем происхождении» 1, без отеческого благословения, отправился в Москву «без денег и без протекции» 2.

Разгадка этой тайны открылась, когда Б. Федоренко обратился в Петербурге к изучению архива Святейшего Синода. Впервые доклад о найденных документах был сделан им на Международных Достоевских чтениях в 1990 году в ленинградском Музее Ф. М. Достоевского. Ссылаясь на доклад Б. Федоренко, часть этих документов опубликовал в 1991 году И. Волгин в своей книге «Родиться в России». Все остальные документы, обнаруженные Б. Федоренко, были напечатаны в 1994 году в альманахе «Достоевский и мировая культура», N 3.

Никакого тайного ухода из семьи не было. Михаил Андреевич Достоевский был отправлен из Подольской семинарии (как и другие семинаристы) «по объявленному от Министра Внутренних дел Высочайшему повелению предписании епархиальному начальству назначить в Медико-хирургическую Академию учеников семинарий самой лучшей нравственности» 3. В ведомостях Подольско- Шаргородской семинарии в списках семинаристов, направляемых в Академию, назывались оба сына священника Андрея из села Войтовцы Брацлавского повета – и Михаил Андреевич и его младший брат Лев, 19-ти лет. То, что село Войтовцы, расположенное близ Брацпава, является местом, где мог родиться отец великого писателя, и что дед его действительно был священником в этом селе, впервые установил И. Волгин на основе изучения церковных источников 4.

В той графе ведомости, где отмечалось, «кто к наукам понятен, а кто непонятен», о Михаиле Андреевиче сказано: «препонятен» 5. Он выдержал очень важное для поступления в Медицинскую академию испытание по латинскому языку. Согласно указанию Святейшего Синода, принимать экзамен по латинскому языку полагалось не по медицинским, а по книгам семинарского круга в присутствии члена семинарского Правления. Михаил Андреевич оказался тем, кто был сведущ в латинской словесности, умел прекрасно излагать свои мысли и переводить на российский язык классические латинские тексты 6. Впоследствии Михаил Андреевич сам учил латыни своих сыновей. Федор, уже будучи в инженерном училище, читал в подлиннике Юлия Цезаря, а маленький Михаил – Овидия.

Поступающие в Медицинскую академию должны были явиться в Москву «с надлежащими аттестатами об учении и поведении» 7. Аттестат этот сохранился! Я нашла его в архиве Московской Медико-хирургической академии (ЦГИАМ).

«Аттестат N 54-ый.

По указу его Императорского Величества из Подольского Семинарского Правления Подольской губернии Брацлавского повета села Войтовец ученику Риторики Священническому Сыну Михаилу Достоевскому в том, что он вступил в Подольскую Семинарию 1801 года, в коей обучался преподаваемым в ней наукам, с нисших классов как то: Латинской и Российской Грамматике, Поэзии, Риторике Латинской и Российской через два года с успехом весьма изрядным, а сверх сего Истории, Географии, Арифметике, Французскому, Немецкому и Греческому языкам, во всю же бытность его при сей Семинарии был поведения честного и добропорядочного, лет ему от роду 20-ть ныне же в сходство требования главного начальства по добровольному желанию от Подольской Семинарии и Духовного ведомства уволен для поступления в Московскую Медико-хирургическую Академию, в чем ему Достоевскому из онаго правления и дан сей Аттестат за надлежащим подписанием и приложением казенной печати в Губернском городе Каменец-Подольском октября дня 1809 года.

Подольской семинарии лектор Богословия и Философии учитель Каменецкого Первоклассного монастыря Архимандрит Стефан» 8.

(Гербовая бумага, красная сургучная печать «Семинарского Подольского правления», двуглавый орел и царская корона, 1809 год.)

Семинарист стал студентом Медицинской академии. Это был первый в роду Достоевских выход из духовного сословия в светское (подобные явления случались иногда и в те времена).

Аттестат свидетельствует о высокой образованности Михаила Андреевича. Стремление к образованию высоко ценил и его гениальный сын. Так, в конце 1870-х годов, часто бывая в семье младшего брата Андрея, радуясь успехам его детей, он писал ему (10 марта 1876 года): «…идея непременного и высшего стремления в лучшие люди (в буквальном, самом высшем смысле слова) было основною идеей и отца и матери наших, несмотря на все отклонения. Ты эту самую идею в созданной тобою семье твоей выражаешь наиболее из всех Достоевских».

«Судьба лучших людей – корень Русского просвещения и литературной славы» 9, – говорил глубоко уважаемый Достоевским В. Одоевский. О судьбе лучших людей, необходимых России, размышлял и Достоевский, посвятив этой теме одну из глав «Дневника писателя» (1876, октябрь). Имя Одоевского Достоевский называет в ряду тех «лучших людей» России, которые умели хранить честь и совесть нации. Его глубоко волновал вопрос о «лучших людях» в связи с размышлениями о возрастающем значении русской интеллигенции в условиях всеобщего разложения в обществе, вызванного усилением капитала (см. выпуск «Дневника писателя» за 1876 год).

Аттестат подтверждает высказанные И. Волгиным предположения о том, что и Михаил Андреевич родился в Войтовцах. М. А. Достоевский назван священническим сыном, а в аттестате N 53 другого прибывшего вместе с ним из Подольска ученика М. Левицкого отмечено, что он является священническим сыном из дворян. Отсутствие в аттестате Достоевского указания на дворянство подтверждает генеалогические исследования о роде Достоевских, указывающие, что к этому времени дворянство было ими утрачено.

Перелистывая листы многих дел фонда N 433, я обратила внимание на встречающуюся в тех документах подпись: ученый секретарь Василий Котельницкий. Да ведь это же имя будущего родственника Достоевского: любимый дедушка «Василий Михайлович Котельницкий, был родным дядей моей маменьки, он был доктором и профессором Московского университета по медицинскому факультету… в начале 30-х годов был уже глубокий старик, очень уважаемый как моим отцом… так…

  1. »Воспоминания Андрея Михайловича Достоевского», Л., [1930], с. 17.  []
  2. »Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской». Под редакцией А. Г. Горнфельда, М.-Пг., 1922, с. 11.  []
  3. Б. В. Федоренко, О неясном в жизнеописании Михаила Андреевича Достоевского. – «Достоевский и мировая культура», N 3, М., 1994, с. 15. []
  4. Игорь Волгин, Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах, М., 1991, с. 42. []
  5. Б. В. Федоренко, О неясном в жизнеописании Михаила Андреевича Достоевского, с. 22. []
  6. Там же, с. 16-17. []
  7. Там же, с. 16. []
  8. ЦГИАМ. Ф. 433. Oп. 30. Ед. хр. 110. Лл. 12, 12об. []
  9. Цит. по: «Русская литература», 1969, N 4, с. 187. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2002

Цитировать

Коган, Г. Загадки в родословной Ф. М. Достоевского / Г. Коган // Вопросы литературы. - 2002 - №5.
Копировать