№6, 1978/Хроника

Забытый репортаж о выступлении Маяковского

В последней записной книжке Михаила Булгакова запись: «Маяковского прочесть как следует»1.

Это маленькая и нарядная алфавитная книжка. Черный переплет на металлических скобочках. На внутренней стороне обложки надпись: «Записная книжка М. А. Булгакова. Записывала под диктовку М. А. во время болезни его, поразившей глаза, в Барвихе. Ноябрь 1939 г.». Почерк Е. С. Булгаковой, но продиктовано Булгаковым: это его интонация. Внутри книжки дважды возникает еще одна дата: 28 февраля 1940 года. 10 марта 1940 года Булгакова не стало. В книжке – его последние записи.

Их немного. Несколько конспективных выписок на первых чистых листах. Потом – на листах алфавитных – записи, приуроченные к определенной букве. На букву З: «Заблуждения медицины». На букву И: «История медицины». На букву М: «Медицина, история ее? Заблуждения ее? История ее ошибок?»

Запись для последней правки романа «Мастер и Маргарита»: «Депо пиявок». Записи для последней, уже продуманной, но так и не написанной пьесы: «Сцена с револьвером (разработать в «Ричарде»)»; «Три мушкетера – разработать тему в «Ричарде».

На букву М. – повыше записей о медицине – мягкий, остро отточенный карандаш, изящный почерк Елены Сергеевны, вот эти слова: «Маяковского прочесть как следует».

Образный мир Маяковского, личность поэта занимали Булгакова, когда он продиктовал эти слова? Или его интересовал только стих Маяковского? В последние годы жизни Булгаков написал несколько оперных либретто, а либретто, как известно, пишут стихами…

Двумя -листками далее – рядом с буквой С – запись (его запись, размашистый, крупный почерк, синий карандаш, он любил записи цветными карандашами): «Стихосложение»2.

Может быть, последняя запись Булгакова о Маяковском связана именно с этим?

Маяковский всегда вызывал у Булгакова живой интерес. (Это верно отметил в своей «Траве забвенья» Валентин Катаев.) В конце 20-х годов Булгаков и Маяковский встречались – в артистическом клубе в Старопименовском переулке, за бильярдом. Булгаков бывал там иногда с женой – Л. Е. Белозерской. Иногда с Е. С. Шиловской, будущей Булгаковой. Этот клуб и Маяковского – частого партнера Булгакова по бильярду – живо запомнили обе

Маяковскому тогда уже принадлежал ряд язвительнейших выпадов против Михаила Булгакова и «Дней Турбиных». Собранные теперь в Полном собрании сочинений Маяковского, они производят внушительное впечатление. Но, должно быть, в полемике 20-х годов, когда Маяковский не только нападал, но и активнейше защищался, в бурных спорах, бушевавших вокруг «Дней Турбиных», эти выпады были не так весомы.

  1.  Запись приведена в статье М. Чудаковой «Архив М. А. Булгакова» – «Записки отдела рукописей ГБЛ», вып. 37, «Книга», М. 1976, стр. 138. []
  2.  Отдел рукописей ГБЛ, ф. 562, карт. 17, ед. хр. 17[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1978

Цитировать

Яновская, Л.М. Забытый репортаж о выступлении Маяковского / Л.М. Яновская // Вопросы литературы. - 1978 - №6. - C. 311-314
Копировать