№3, 1958/История литературы

Забытые страницы английской поэзии

Массовая поэзия, созданная в Англии в эпоху промышленной революции, до сих пор не только не изучалась, но даже не была собрана. О ее существовании забыли как исследователи английской литературы, так и фольклористы. Буржуазные ученые, посвятившие специальные исследования мельчайшим вопросам литературы XVIII и XIX веков, обходят полным молчанием самый факт существования этой поэзии в газетах и журналах для народа, а также в многочисленных памфлетах и листовках в период широкого демократического движения конца XVIII века и в 10 – 20-е годы XIX века.

Авторы большинства песен, сатир, эпиграмм и других стихотворных произведений массовой поэзии остались неизвестными. Продолжая существовать в народе, приобретая различные варианты, некоторые из таких песен становились народными.

Массовая поэзия стоит на грани литературы и фольклора. Она сыграла большую роль в общественной борьбе своего времени, оказала определенное воздействие на поэзию революционного романтизма Шелли и Байрона и остается до сих пор значительным литературным памятником прошлого.

Большим вкладом в изучение демократической английской литературы явился изданный в 1955 году под редакцией М. П. Алексеева сборник статей «Из истории демократической литературы в Англии XVIII – XX веков». В статье О. Ковальницкой (помещенной в этом сборнике), написанной на основании новых материалов, найденных автором в книгохранилищах Ленинграда, впервые анализируются многие забытые явления английской демократической сатиры конца XVIII – начала XIX веков.

Настоящая статья написана на основе богатейшей коллекции английской демократической периодики и листовок конца XVIII – первой половины XIX века, хранящейся в Библиотеке Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Эти новые материалы до сих пор не известны историкам английской литературы как в нашей стране, так и в самой Англии.

В английской массовой поэзии эпохи промышленной революции ясно выделяются следующие два периода: к первому относится массовая поэзия Корреспондентских обществ конца XVIII века; ко второму – массовая поэзия конца 10-х и начала 20-х годов XIX века.

 

  1. Поэзия Корреспондентских обществ

Начало английского рабочего движения восходит к 90-м годам XVIII века, периоду, когда в стране возникли первые в истории политические объединения рабочих и ремесленников, созданные ими самими – Корреспондентские общества1. История английского рабочего движения эпохи французской революции долгое время подвергалась фальсификации буржуазными учеными. Изучение этого раннего периода рабочего движения в Англии дает возможность исторически конкретно представить развитие поэзии Корреспондентских обществ, являющейся отражением борьбы английских трудящихся за свои права.

Буржуазные историки и фольклористы пытаются утверждать, что народная поэзия в Англии гибнет после промышленной революции, так как лишается почвы для своего развития. История народной английской песни вплоть до наших дней и история массовой политической поэзии доказывают несостоятельность подобного утверждения.

Массовая поэзия представлена в периодических изданиях, руководимых выдающимися деятелями Корреспондентских обществ Лондона и провинции – Томасом Спенсом, Джоном Телуолом, Джеймсом Монтгомери и другими. Стихи, появлявшиеся в журналах Корреспондентских обществ «Свиной корм» (Pigs’ Meat, 1793 – 1795) 2, «Политика для народа» (Politics for the People, 1793 – 1795), «Трибуна» (The Tribune, 1795 – 1796), составляют центральное ядро всей массовой демократической поэзии Англии 90-х годов XVIII века и замечательны своей ярко выраженной политической направленностью.

Старые народные песни и песни рабочих союзов оказали известное влияние на поэзию Корреспондентских обществ. Массовая поэзия испытывала и многообразное воздействие просветительской литературы, которая широко пропагандировалась на страницах газет и журналов Корреспондентских обществ. Отрывки из произведений литературы Просвещения, как английского, так и французского, и упоминания об этой литературе встречаются буквально в каждом издании Корреспондентских обществ. Публицистика революции XVII века, стихи Мильтона и памфлеты Свифта, отрывки из «Океании» Гаррингтона, из книг Пейна, Годвина, Пристли, Прайса, Фильдинга, Руссо, Вольтера, Монтескье постоянно печатались в журналах Корреспондентских обществ, особенно в «Свином корме». Большинство новых стихотворений и статей в этих журналах появилось анонимно или под псевдонимами, так как каждое из них могло бы стать объектом судебного преследования, что неоднократно и случалось в истории этих лет. За одну из наиболее «дерзких» статей Джона Телуола, напечатанную в N 8 журнала Спенса «Политика для народа», издатель попал под суд. Но подобные случаи использовались Спенсом для еще большей популяризации борьбы за свободу печати. Сейчас же были изданы материалы этого судебного дела, что способствовало распространению журнала.

Наибольшего расцвета поэзия и публицистика Корреспондентских обществ достигает в годы подъема революционных настроений народных масс (1793 – 1795). Основные темы демократической литературы этого времени: бедственное положение народных масс и обличение господствующих классов; революция и борющийся народ; прославление американской и французской революций; образ будущего; события демократического движения 90-х годов XVIII века и образ борца за народные права.

Наиболее обширная тема поэзии Корреспондентских обществ – обличение господствующих классов, всей государственной машины парламентской монархии с республиканских позиций. Поэты писали о бесправном положении народных масс Англии конца XVIII века, особенно городского пролетариата. Уже здесь мы видим все разнообразие жанров этой литературы: торжественная ода и сатирическая песенка на мелодию «Мальбрук», пародия на молитву и краткий катехизис демократа, характерная для XVIII века форма стихотворного послания, и сатирическая басня в духе Джона Гэя, острая эпиграмма и злободневный экспромт. Сатирическая направленность особенно характерна для стихотворений этого цикла. Сатирические образы деспотического монарха, безжалостного лендлорда, сгоняющего с земли крестьянина; продажного парламентария, судьи или священника постоянно фигурируют в этих песнях и стихотворениях. Одним из лучших образцов такой сатиры является песня «Новый брэйский викарий» на мотив старой народной песни, о которой позднее высоко отзывался Энгельс3. Поэт высмеивает политическое хамелеонство и продажность. Наполнив новым злободневным содержанием старую народную песню о викарии из Брэя, неизвестный автор создал острую сатиру на духовенство и шире – на всех прислужников английской реакции. За деньги новый викарий из Брэя готов подружиться даже с чужеземными захватчиками, и только мысль об английских демократах внушает ему действительный ужас:

Как только в Лондоне народ

Встал на защиту прав,

Мой гнев обрушился на них,

Как уголь, запылав.

Чуть Питт подмоги запросил

(Грозит ему петля), Отважно я провозгласил:

Готов к услугам я! 4

Рисуя картины народного разорения («Чувствительное послание к бесчувственным правителям мира», «Два способа, при помощи которых каждый рабочий, лишенный работы из-за этой проклятой войны, может добыть себе кусок хлеба» и другие), стихотворения Корреспондентских обществ не ограничиваются жалобами на тяжелую долю народа и антимилитаристскими высказываниями. Высокий гражданский пафос заставляет поэта обращаться от обличения к революционному протесту, к образу борющегося народа.

В среде демократов Корреспондентских обществ было два крыла, расходившихся в своем понимании путей преобразования общества. Журналы Спенса и Телуола, хотя и не всегда последовательно, занимали в вопросе о методах борьбы революционную позицию. Группа Ф. Плейса и В. Годвина выступала за мирное «петиционирование» против революционной агитации. Дошедшая до нас массовая поэзия отразила главным образом первую точку зрения. В ряде стихотворений конца 1793 и начала 1794 годов появляется прямой призыв к восстанию. Только гильотина может очистить весь мир от угнетателей. Пародия на государственный гимн, исполнявшаяся на одном из театральных спектаклей, организованном Корреспондентскими обществами, заканчивается прославлением гильотины:

Пусть Гильотиною,

Славной машиною,

Бреют царей!

Ее, сверкающей,

Зло сокрушающей,

Власть устрашающей,

Что есть сильней! 5

Образ гильотины – это символ грядущего народного возмездия. Недаром реакционные пародии журнала «Антиякобинец» в конце 90-х годов пытаются очернить этот образ демократической поэзии, представить его как призыв к кровавому разгулу народной стихии.

К массовой поэзии Корреспондентских обществ следует отнести революционную песню с припевом «К оружию!», присланную из провинции секретарю Лондонского Корреспондентского общества Томасу Гарди и обнаруженную в его бумагах при аресте. В измененном и сокращенном варианте эта песня считалась до сих пор принадлежащей Бернсу («Why should we idly waste our prime…») 6. Творчество Бернса 90-х годов было тесным образом связано с демократическим подъемом в стране. Такие политические песни, как «Дерево свободы» и «Честная бедность», свидетельствуют о том, что Берне, по существу, разделял идеологию Корреспондентских обществ и выступал со страстной защитой демократических принципов. Не случайно, что именно радикально-демократическая пресса 90-х годов популяризирует его поэзию, а в массовой поэзии начала XIX века существует довольно обширная группа шотландских песен и стихов, использующих бернсовские рифмы, мотивы и особенности стиля вплоть до прямого заимствования поэтической структуры песен Бернса.

Песня была самым «плебейским» жанром этой поэзии; она давала возможность быстро и актуально откликаться на все события дня.

Другая постоянная тема гражданственной поэзии – прославление французской и американской революций – связана с общей темой революции и народа. Если мотивы революционного возмездия были отличительной особенностью поэзии Корреспондентских обществ, то прославление Великой французской революции было свойственно всей английской демократической литературе. Корреспондентские общества берут на себя защиту основных принципов французского якобинизма и приветствуют якобинский террор. Однако у английских демократов были свои цели борьбы, своя программа, отражающая силу и слабость английского демократического движения. Всякие попытки представить английских демократов лишь слепыми подражателями французов идут от старой, но практикуемой и поныне буржуазными историками попытки фальсифицировать историю демократического движения, объясняя его иноземными влияниями и объявляя нетипичным для Англии явлением.

Одним из образцов революционной поэзии является «Патриотическая песня», опубликованная в демократической газете «Шеффилд реджистер» молодым поэтом Корреспондентских обществ Дж. Монтгомери. За публикацию этой песни, которая обличает иностранную интервенцию против революционной Франции, Монтгомери подвергся тюремному заключению. Особые нападки на суде вызвали слова песни о том, что судьба европейской свободы зависит от победы французской революции.

Будущее представлялось демократам конца XVIII века как утопическое царство свободы. Типичной в этом отношении является песня Т. Пейна «Дерево свободы», написанная еще во время его участия в американской революции, но популярная в среде Корреспондентских обществ и позднее, в XIX веке. Наиболее полно представления о будущей свободе выражены в песне «Торжество свободы, или Права человека», созданной на мотив старой народной песни «Hearts of Oak». Припев звучит твердой уверенностью в конечной победе народа: поэт клянется, что будет бороться до тех пор, пока Угнетение не будет изгнано из страны7.

Революционный протест и воспевание будущего царства свободы нередко выражались в поэзии Корреспондентских обществ в религиозной форме. Истинный характер этой религиозности, не имеющей ничего общего с официальной англиканской церковью, становится ясен, когда мы обращаемся к народным пародиям на церковные молитвы, печатавшимся в журналах Спенса. Несомненна вольнодумно-просветительская тенденция антицерковных песен-пародий. Пародируемому библейскому стилю противопоставляются элементы нового стиля, формирующегося в песнях. Комическое заострение библейского стиля создает своеобразную сатирическую манеру, к которой в XIX веке неоднократно прибегают и демократический поэт-сатирик Вильям Хон и многие чартистские поэты.

Значительное место в поэзии Корреспондентских обществ занимают песни, в которых изображается образ демократа-борца и события демократического движения 90-х годов XVIII века. В них выражены народные симпатии мужественным борцам, идущим за народное дело в тюрьму, на каторгу и на смерть. Особенно большой отклик вызвали судебные процессы над руководителями Лондонского Корреспондентского общества. Имена Томаса Гарди, Джона Хорна Тука, Джона Телуола и драматурга Томаса Холкрофта стали символом борьбы за демократические идеалы. Образ демократа возникает в связи с конкретными событиями борьбы Корреспондентских обществ. Наряду с этим делаются первые попытки создать более обобщенный образ демократа-борца и демократа-поэта. Таковы, например, стихотворения «Семейная драма» и «Независимость», написанные патетическим языком гражданской лирики.

Поэзия Корреспондентских обществ – это литературное течение, характеризующееся единством идейно-художественных особенностей. Восприняв просветительские идеи Разума, Света и Свободы, литература Корреспондентских обществ придала им наиболее последовательный для XVIII века демократический характер. Вместе с тем поэзия Корреспондентских обществ явилась в истории английской литературы переходным моментом от просветительского реализма к революционному романтизму.

  1. Своим названием Корреспондентские общества обязаны обширной переписке, которую они вели между собой и с французскими якобинцами.[]
  2. Полемическое название журнала направлено против антинародных взглядов реакционного мыслителя Эд. Берка, презрительно назвавшего в своих «Размышлениях о французской революции» (1790) английский народ «свиным стадом».[]
  3. См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XV, стр. 618.[]
  4. «Политика для народа», часть II, N 10. Здесь и в дальнейшем стихотворные переводы В. В. Рогова.[]
  5. Листовка 1793 года «Citizen Guillotine. A New Shaving Machine».[]
  6. В тексте песни, издававшейся в собрании сочинений Бернса, отсутствуют две строфы (вторая и четвертая), в которых разоблачается узаконенная в Англии система грабежа народа и анонимный поэт призывает очистить авгиевы конюшни английского государства:

    The starving wretch, who steals for bread,

    But seldom meets compassion,

    And shall a crown preserve the head

    Of him who robs a nation?

    Such partial laws we all despise;

    See Gallia’s bright example;

    The glorious sight before our eyes,

    We’ll on every tyrant trample.

    Chorus: Come rouse to arms, etc.

    Our Juries are a venal pack,

    See Justice topsy-turvy;

    On Freedom’s cause they’ve turned a

    back,

    Of Englishmen unworthy:

    The glorious work but once begun,

    We’ll cleanse the Augean stables:

    A moment lost, and we’re undone,

    Come, strike while we are able.

    Come rouse, etc., etc.

    (Голодный бедняк, крадущий хлеб,

    Редко встречает сочувствие.

    Но неужели корона будет защитой

    Тому, кто обкрадывает народ?

    Мы презираем такие несправедливые

    законы.

    Взгляни на Галлию!

    Следуя ее примеру,

    Мы растопчем всех тиранов.

    Припев: К оружию! и т. д.

    Наши присяжные – продажная свора,

    Поправшая справедливость.

    Они повернулись спиной к свободе,

    Что недостойно англичан.

    Стоит только нам начать славную работу,

    И мы очистим авгиевы конюшни.

    Упустим момент – и мы погибли.

    Вперед! Будем бороться, пока это

    в наших силах.

    К оружию! и т. д.)  []

  7. »Lopse Meat for the Pigs» – поэтическое приложение к журналу «Свиной корм» в виде листовок, являющихся редчайшим изданием народной печати в Англии. []

Цитировать

Николюкин, А. Забытые страницы английской поэзии / А. Николюкин // Вопросы литературы. - 1958 - №3. - C. 165-187
Копировать