№8, 1963/Литература в школе

За реалистический подход

Уже одно то, что разговор на филологическом факультете Московского университета о преподавании литературы в высшей школе начался столь страстно и горячо, свидетельствует об актуальности поднятых вопросов. Действительно, обсуждение всей системы преподавания литературы в вузах назрело давно. «И если уровень подготовки студентов Московского университета оставляет желать много лучшего, то что же сказать о студентах, живущих «далеко от Москвы»? Между тем периферийные вузы никак нельзя сбрасывать со счетов. Дискуссия должна охватить широкий круг вопросов преподавания литературы во всех высших учебных заведениях страны.

Мне кажется, в выступлениях некоторых участников дискуссии, в частности Н. Гудзия и М. Зозули, наметилась тенденция абстрактного подхода к решению конкретных вопросов.

Правы те, кто утверждает, что мы в своей работе не можем ориентироваться на исключительного студента, который с первого курса все знает и понимает. Это вовсе не значит, что нужно снижать требования и в результате выпускать из институтов слабо подготовленных учителей. Вовсе нет. Мы должны повышать требования к поступающим на приемных экзаменах, а главное – совершенствовать методы работы с принятыми в вуз. Необходимо реалистически оценивать те объективные и субъективные причины, которые мешают будущим филологам глубоко овладевать своей специальностью. А это невозможно сделать, если мы будем говорить только о преподавании литературы как таковой, без учета всего комплекса учебных дисциплин, изучаемых студентами. Ведь совершенно очевидно, насколько здесь все взаимосвязано.

Каждый составитель программы считает свою науку самой важной и стремится представить ее в программе как можно полнее. А координация наук в учебном плане осуществляется, прямо скажем, плохо.

По действующему ныне в педагогических институтах учебному плану, на все виды занятий по литературе (с методикой) приходится менее четверти учебных часов. Но даже и эта неполная четверть, как правило, урезается. Литература таким образом оттесняется другими дисциплинами. Количество учебных часов невелико, а объем материала велик. Только по одной советской литературе, согласно списку, приложенному к программе, студент должен прочитать около тридцати тысяч страниц. Но советская литература – небольшой курс по сравнению с русской классической и зарубежной литературами.

Насколько мне известно, у нас никто серьезно не занимается изучением бюджета времени студента. А жаль! Даже беглое знакомство показывает, насколько перегружены сейчас студенты историко-филологических факультетов. И выход из этого положения надо искать не в сокращении отводимых на основные предметы часов (куда уж тут еще сокращать!), не в урезании программы ПО профилирующей дисциплине и тем более не в выбрасывании из программы современной тематики.

Не умаляя огромного познавательного и воспитательного значения наследия прошлого, мы должны делать упор на современность, на наше духовное сегодня, ибо сегодня решается наше завтра. Н. Гудзий не видит пользы от лекций по современной литературе:

Цитировать

Татуйко, А. За реалистический подход / А. Татуйко // Вопросы литературы. - 1963 - №8. - C. 160-162
Копировать