№8, 1963/На темы современности

За партийность и народность советской литературы

Встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, выступления Н. С. Хрущева, где подняты коренные вопросы идеологической работы, имеют огромное значение для всей нашей общественной жизни. Начавшийся на этих встречах откровенный, острый партийный разговор об ответственности советских писателей, художников, композиторов, деятелей театра и кино перед народом, о том, что составляет главное в советском искусстве, – идейной чистоте, социалистическом реализме, коммунистической партийности, был затем продолжен.

Прошли пленумы писательских организаций союзных республик, съезды писателей, партийные собрания творческих союзов, межреспубликанские, а в Российской федерации – зональные совещания идеологических работников. В апреле и мае текущего года состоялись совещания в Ташкенте – республик Средней Азии, в Риге – прибалтийских республик, в Тбилиси – республик Закавказья, в Киеве, Минске, Кишиневе, Алма-Ате – республиканские; прошли зональные совещания в Москве, Ленинграде, Иркутске, Краснодаре, Волгограде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске.

И всюду, где бы ни заходила речь о литературе, особо подчеркивалось: в период развернутого строительства коммунизма неизмеримо выросла роль советских писателей, а следовательно, и их ответственность перед народом, перед временем. Во весь голос было сказано о незыблемости ленинских принципов коммунистической идейности, партийности и народности художественного творчества, разоблачена несостоятельность чуждой нам «теории» мирного сосуществования двух идеологий. Поддерживая большую и плодотворную работу мастеров всех видов искусств, участники прошедших собраний и совещаний резко критиковали отступления отдельных писателей и художников от позиций социалистического реализма, формалистические увлечения, либерально-примиренческое отношение к «теории» сосуществования идеологий.

На всех прошедших собраниях было подчеркнуто, что писатели еще в большом долгу перед народом. Все еще мало пишется книг о жизни и труде героического рабочего класса и колхозного крестьянства. А создание яркого, полнокровного образа нашего современника – важнейшая задача советских писателей. Эта мысль была главной в докладе Н. Ильбекова на VI съезде писателей Чувашии. Строитель новой жизни, сказал он, у нас самый уважаемый герой, ему в наших произведениях место – в красном углу. Образы героев стали богаче, многогранней. В произведениях все отчетливей выступает твердая убежденность авторов в победе нового, ярче и интересней предстает человек наших дней, борец за светлое будущее.

Большой счет на встречах руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, а также на последовавших затем пленумах и собраниях литературной общественности был предъявлен эстетической и литературной науке и критике. Особо подчеркивалась их роль в разработке основных принципов социалистического реализма.

«Социалистический реализм, – отметил секретарь ЦК Компартии Украины Н. В. Подгорный в докладе на идеологическом республиканском совещании, – дает широкий простор для инициативы деятелей литературы и искусства, для проявления их творческой индивидуальности. Он не только открывает дорогу новаторскому художественному содержанию и форме, но и самим своим существом обусловливает активизацию творческих поисков, требует высокого мастерства, обогащения стилей и жанров искусства. Метод социалистического реализма все дает для художника, закрыв шлагбаум только перед бездарностью и враждебным отношением к коммунистическим идеям».

Наш метод не терпит серости и халтуры. Партия всегда призывала советских писателей совершенствовать свое художественное мастерство. Эта мысль была высказана Чингизом Айтматовым на совещании идеологических работников республик Средней Азии, которое состоялось в Ташкенте: «Чтобы успешно бороться с чуждой идеологией, мы должны бороться с халтурщиками, которые компрометируют наш социалистический реализм. Какой это борец за наше искусство, за ваши взгляды, если он слабый художник? Что он может противопоставить враждебной нам продукции, если он сам не дает продукцию высокой художественной ценности? Настоящий художник ставит себе целью создавать талантливые произведения, такие, которые могли бы зажечь сердца людей, светились бы, как солнце. Долг каждого художника… решать эту задачу».

Коммунистическая партия поддерживала и будет поддерживать поиски, направленные на то, чтобы полнее и всестороннее отразить современную жизнь, раскрыть дела и внутренний мир строителя коммунизма. Но такие поиски не имеют ничего общего с формалистическими экспериментами. Эта идея пронизывала многие выступления на собраниях интеллигенции, пленумах Союза писателей, в том числе доклад Б. Сейтакова на III пленуме СП Туркменистана: «Разговор о недопустимости в нашей литературе идеологической разноголосицы и шатаний, разговор о формалистических вывихах, приводящих к абстракционизму… очень серьезный разговор… Советская литература последовательно и неуклонно продолжает развивать замечательные традиции реализма. На его значение указывал Н. С. Хрущев, сказавший, что «литература и искусство социалистический) реализма достигли больших высот художественного творчества, имеют богатые революционные традиции и пользуются мировой известностью».

Литература должна содействовать воспитанию чувства интернационализма у советских людей, укреплению братских связей между народами. Крепить дружбу народов – значит одновременно крепить дружбу литератур. Братские литературы народов СССР объединяет в первую очередь общность великих интересов – строительство коммунизма. Актуальная задача – содействовать их дальнейшему взаимообогащению и сближению, укреплению их интернациональной основы.

Эти мысли развивал в своем выступлении на совещании идеологических работников республик Прибалтики секретарь ЦК Компартии Латвии А. Э. Восс:«Долг идеологических работников заключается в том, чтобы давать решительный отпор попыткам буржуазных националистов отравить взаимное доверие советских народов, внести раздор между ними. Мы должны еще активнее вести пропаганду и разъяснять трудящимся огромное значение нерушимой дружбы народов нашей страны, воспитывать молодежь на богатых интернациональных традициях…»

Его поддержал в своем выступлении на этом совещании латышский писатель, Арвид Григулис. Он рассказал о тех мерах, которые принял Союз писателей республики в целях расширения личных контактов между литераторами, что будет способствовать росту кругозора национальных писателей, помогать им создавать полотна о социалистической родине, о строителях коммунизма.

Большое внимание практическим мерам по укреплению братских связей между советскими литературами было уделено на межреспубликанском семинаре-совещании представителей Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и республиканских обществ Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении, который проходил в Ашхабаде. Участники семинара подчеркивали, что эти проблемы должны исследоваться и историками литературы. В выступлениях приводились примеры тесной связи, взаимовлияния и взаимообогащения литератур народов Средней Азии, отмечалось, что эти литературные связи питаются общностью интересов и чаяний, многовековым историческим общением народов Средней Азии.

Цитировать

От редакции За партийность и народность советской литературы / От редакции // Вопросы литературы. - 1963 - №8. - C. 71-78
Копировать