№11, 1973/В шутку и всерьез

Юмористические парадоксы. Вступительная заметка и публикация Анатолия Александрова

Даниила Хармса нередко называли «чудаком». Лишь немногие друзья понимали, что такое Даниил Хармс, большинство же вполне удовлетворялось бродившими по городу анекдотами о писателе, половину из которых он сам же и выдумывал.Хармс не считал нужным разрушать сложившееся о нем мнение. Не смущаясь нелепыми слухами, он продолжал совершать удивительные поступки и сочинять удивительные истории о самом себе – о том, например, как он родился в виде паюсной икры…Писатель ставил знак тождества между жизнью и искусством. Он смыкал их. Его творчество вырастало из «частных» жанров: писем, дневниковых записей, анекдотов. Но биографическое, личное здесь причудливо объединялось с фантастическим, в результате создавался особый мир, находящийся в состоянии чудесной «невесомости», при которой возникают самые неожиданные ситуации.

Ведущим принципом Даниила Хармса был принцип алогичности, «обратности», как говорил сам писатель. Большее место при этом отводилось юмору. Образцом юмора Хармса могут быть приводимые ниже записки «Как я растрепал одну компанию». По своей форме они напоминают исповедь и касаются окружавших Даниила Хармса людей, с которыми он был в дружеских отношениях: А. Введенского, Я. Друскина, Н. Заболоцкого, Л. Липавского, Н. Олейникова. Но разумеется, это мистифицированная исповедь, и реальные лица трансформировались до неузнаваемости. «Взрослый» мир здесь упрощен до «детского», как это нередко делает в своих произведениях Хармс и потому математические занятия Н. Олейникова, которым тот предавался с большой серьезностью, сведены к наивному открытию сходства в начертании цифр 6 и 9.

Представив в смешном свете своих друзей (вообще-то вполне безобидно), Хармс не обошел и «себя». Более того, облик рассказчика стоит в центре «исповеди». Все остальные персонажи служат поводом, чтобы еще раз поговорить о «себе». Рассказчик завирается совсем как маленький врунишка. Однако еще больше тут от самого настоящего взрослого желания «врать и паясничать», говоря словами Достоевского. И веселая шутка неуловимо переходит в остроумное обличение эгоцентрической претензии играть везде первую роль.

Со времени написания предлагаемых здесь произведений прошло более сорока лет, но краски остроумных парадоксов Даниила Хармса не потускнели за этот срок.

 

Даниил ХАРМС

КАК Я РАСТРЕПАЛ ОДНУ КОМПАНИЮ

1

Однажды я пришел в Госиздат и встретил в Госиздате Евгения Львовича Шварца, который, как всегда, был одет плохо, но с претензией на что-то.

Увидя меня, Шварц начал острить, тоже, как всегда, неудачно.

Я острил значительно удачнее и скоро в умственном отношении доложил Шварца на обе лопатки.

Все вокруг завидовали моему остроумию, но никаких мер не предпринимали, так как буквально дохли от смеха. В особенности же дохли от смеха Нина Владимировна Гернет1 и Давид Ефимович Рахмилович2, для благозвучия называющий себя Южиным.

Видя, что со мной шутки плоха, Шварц начал сбавлять свой тон и, наконец, обложив меня просто матом, заявил, что в Тифлисе Заболоцкого знают все, а меня почти никто.

Тут я обозлился и сказал, что я более историчен, чем Шварц и Заболоцкий, что от меня останется в истории светлое пятно, а они быстро забудутся.

Почувствовав мое величие и крупное мировое значение, Шварц постепенно затрепетал и пригласил меня к себе на обед.

2

Я решил растрепать одну компанию, что и делаю.

Начну с Валентины Ефимовны3. Это нехозяйственная особа приглашает нас к себе и вместо еды подает к столу какую-то кислятину. Я люблю поесть и знаю толк в еде. Меня кислятиной не проведешь! Я даже в ресторан другой раз захожу и смотрю, какая там еда. И терпеть не могу, когда с этой особенностью моего характера не считаются.

Теперь перехожу к Леониду Савельевичу Липавскому4. Он не постеснялся сказать мне в лицо, что ежемесячно сочиняет десять мыслей.

Во-первых, врет. Сочиняет не десять, а меньше.

А во-вторых, я больше сочиняю. Я не считал, сколько я сочиняю в месяц, но должно быть больше, чем он…

Я вот, например, не тычу всем в глаза, что я обладаю, мол, колоссальным умом. У меня есть все данные считать себя великим человеком. Да, впрочем, я себя таким и считаю.

Потому-то мне и обидно и больно находиться среди людей, ниже меня поставленных по уму, прозорливости и таланту, и не чувствовать к себе вполне должного уважения.

Почему, почему я лучше всех?

3

Теперь я все понял: Леонид Савельевич – немец. У него даже есть немецкие привычки. Посмотрите, как он ест. Ну, чистый немел, да и только! Даже и по ногам видно, что он немец.

Не хвастаясь, могу сказать, что я очень наблюдательный и остроумный.

Вот, например, если взять Леонида Савельевича, Юлия Берзина5 и Вольфа Эрлиха 6 и поставить их вместе на панели, то можно сказать «мал мала меньше».

По-моему, это остроумно, потому что в меру смешно.

И все-таки Леонид Савельевич – немец) Обязательно при встрече скажу ему это.

Я не считаю себя особенно умным человеком и все-таки должен сказать, что я умнее всех. Может быть, на Марсе есть и умнее меня, но на земле не знаю.

Вот, говорят, Олейников7 очень умный. А по-моему, он умный, да не очень. Он открыл, например, что если написать 6 и перевернуть, то получится 9. А по-моему, это неумно.

Леонид Савельевич совершенно прав, когда говорит, что ум человека – это его достоинство, А если ума нет, значит, и достоинства нет. Яков Семенович8 возражает Леониду Савельевичу и говорит, что ум человека – это его слабость.

  1. Н. В. Гернет – детская писательница, в 30-е годы – редакционный работник детского отдела Ленгиза.[]
  2. Д. Е. Рахмилович (псевдоним: Южин) – ответственный редактор журнала «Еж» в 1933 – 1935 годах.[]
  3. В. Е. Гольдич – знакомая семьи Липавских.[]
  4. Л. С. Липавский (1904 – 1941, псевдоним: Л. Савельев) – автор историко-революционных и научно-популярных книг для школьников, в 20 – 30-е годы работал в детском отделе Ленгиза. Погиб на фронте.[]
  5. Ю. С. Берзин (1904 – 1938) – писатель.[]
  6. В. И. Эрлих (1902 – 1937) – поэт, кинодраматург.[]
  7. Н. М. Олейников (1898 – 1942) – писатель, в разные годы был ответственным редактором журналов «Еж», «Чиж», «Сверчок».[]
  8. Я. С. Друскин (р. 1902) – музыкант.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №11, 1973

Цитировать

Александров, А. Юмористические парадоксы. Вступительная заметка и публикация Анатолия Александрова / А. Александров, Д. Хармс // Вопросы литературы. - 1973 - №11. - C. 295-303
Копировать