Не пропустите новый номер Подписаться
№10, 1972/Хроники

Юлиус Фучик о «Днях Турбиных»

 Осенью 1933 года в пражской газете «Гало-новины« появилась рецензия Юлиуса Фучика на спектакль театра На Виноградах «Белая гвардия«. Под таким названием в Праге была поставлена пьеса М. Булгакова «Дни Турбиных«. 

К спектаклю Фучик отнесся резко отрицательно. Его возмутил самый перевод пьесы, сделанный антисоветским, литератором В. Червинкой («Казалось бы, переводчик должен по своим взглядам быть хотя бы отчасти близок духу переводимого произведения«), но еще больше – идейная интерпретация пьесы. От интерпретация этой Фучик камня на камне не оставил, последовательно и настойчиво противопоставив виноградской постановке уже тогда знаменитый спектакль «Дни Турбиных« в Московском Художественном театре. 

Главной чертой спектакля Художественного театра Фучик считал гротеск. Он многократно повторяет и подчеркивает в своей статье это слово. «Дни Турбиных« в московском театре были гротеском на судьбы семейства царских офицеров и их друзей в эпоху владычества гетмана Скоропадского на Украине, гротеском на контрреволюционное общество 1918-1919 годов, которое быстро разлагалось при наступлении анархиста Петлюры, трусливо разбежалось, когда тот направил свой удар на Киев, и окончательно сдалось после победоносного наступления Красной Армии«. В этом гротеске, но мнению Фучика, возникает единственная трагическая судьба – судьба белого полковника Алексея Турбина, сознательно идущего на смерть, потому что для него нет будущего. «Именно из-за контраста между окружающим гротеском и этой личной трагедией фигура Алексея Турбина выросла в московской постановке настолько, что стала причиной отрицательного отношения части советских зрителей и критики к пьесе, как прославляющей героизм белогвардейских полковников. Но именно благодаря этому контрасту ясно обнаружилось, насколько одиночным и редким был такой героизм в лагере контрреволюции«. 

Главным пороком спектакля На Виноградах Фучик считал стремление уйти от гротеска пьесы, сделать на «Белой гвардии« трагедию. «Сцены, которые вызывали восторженный смех московской публики, – пишет Фучик, – На Виноградах своей скукой вызывали лишь зевоту. Сцена, в которой Шервинский соблазняет Елену, звучала в Москве великолепной пародией на упадок буржуазной морали.

Цитировать

Яновская, Л.М. Юлиус Фучик о «Днях Турбиных» / Л.М. Яновская // Вопросы литературы. - 1972 - №10. - C. 252-252
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке