№11, 1975/Хроника

Юбилей бессмертного «Слова»

23 – 26 сентября 1975 года в Чернигове и Киеве прошла Всесоюзная научная конференция, посвященная 175-летию первого издания «Слова о полку Игореве». Конференция была организована секциями общественных наук АН СССР, АН УССР и отделением общественных наук АН БССР совместно с украинскими обществами охраны памятников истории и культуры и «Знание». Конференция состоялась на черниговской земле – родной стороне многих героев «Слова» и, видимо, его автора, на стыке земель нынешних советских – русского, белорусского и украинского – народов, неоспоримых и бережных хозяев бессмертного «Слова о полку Игореве».

Каждое новое обсуждение проблем выдающегося памятника литературы Древней Руси представляет собой событие, затрагивающее интересы специалистов, разрабатывающих различные области истории и литературоведения, педагогов-словесников, поэтов – переводчиков «Слова» и необычайно широкие круги любителей этого удивительного по талантливости произведения, созданного на заре существования русского поэтического слова.

Чаще всего в популярных работах пишут о загадочных обстоятельствах, таинственных находках, удручающих потерях, сопровождавших открытие и издание «Слова» в XVIII веке. Однако не менее часто пытаются вскрыть и другую «загадку»»Слова» – секрет его поразительного творческого долголетия, обаяния его немеркнущих красок, стройности и глубины его поэтической структуры, кровными узами связанной со всей системой выразительных и изобразительных средств культуры Древней Руси и в то же время представляющей единичное, гениальное произведение, вершину древней поэзии. Как в прошлом, обойдя всю русскую землю и отразившись во многих повестях, так и в наши времена, вливаясь свежими красками, прелестью поэтического слова в советскую литературу, памятник этот живет как высокий образец поэзии.

Председатель Оргкомитета по проведению юбилея первого печатного издания «Слова о полку Игореве» Д. Лихачев в беседе с корреспондентом «Вопросов литературы» так охарактеризовал значение прошедшей Всесоюзной конференции: «Всесоюзная конференция в Чернигове – это несомненный этап в изучении «Слова о полку Игореве». Доклады были не только на высоком научном уровне, но и внесли много ценного в изучение «Слова». Всего было прочитано более сорока докладов.

Конференция имела большое общественное значение. Она объединила усилия ученых Российской Федерации, Украины и Белоруссии по изучению «Слова», позволила обменяться мнениями, поспорить, узнать об их дальнейших планах.

Когда Организационный комитет выбирал место для проведения конференции, он именно имел в виду идейное значение конференции и особое звучание «Слова о полку Игореве» как памятника, в равной степени принадлежащего трем восточнославянским братским народам: украинскому, белорусскому и русскому. Конференция продемонстрировала не только высокий уровень нашей науки, но и единство ученых нашей страны в изучении этого памятника».

В ряде докладов, прочитанных на конференции, были исследованы проблемы, которые можно объединить темой «Слово о полку Игореве» и Русь XII века». Мысли и наблюдения, высказанные в выступлениях, в значительной степени устраняют очевидный пробел в современных исследованиях «Слова», не уделяющих достаточного внимания «Слову» как явлению культуры своего времени – в связи с эстетическими представлениями той эпохи, с представлениями о человеке и мире, личности и обществе, этическими понятиями раннего русского средневековья.

Вот что говорили участники конференции по этому поводу:

Д. Лихачев. «Слово» обычно изучалось обособленно – так, будто бы наши представления о красоте, добре и зле, о пространстве и времени, об истории и прочем совершенно не меняются и никогда не менялись. XI – XIII века в истории культуры Древней Руси принадлежат так называемому стилю монументального историзма. Что это за стиль? Это стиль, в пределах которого все наиболее значимое и красивое представляется большим, монументальным, величественным. Стремясь видеть окружающее в рамках представлений этого стиля, летописцы, авторы житий, церковных «слов» смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления, в дистанциях времени и пространства.

Стиль монументального историзма характеризуется прежде всего стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. То же «ландшафтное зрение» в широкой степени сказывается и в «Слове». Помимо того, что повествование непрерывно переходит в «Слове» из одного географического пункта в другой, автор «Слова» все время охватывает всю русскую землю и многие географические пункты своими призывами, обращениями.

Многие отвлеченные понятия воспринимались в эпоху монументального историзма в этом пространственном, ландшафтно-географическом аспекте.

Динамический монументализм очень характерен и для «Слова». Действующие лица переносятся в нем с большой быстротой. Неподвижен великий князь Святослав Киевский, но его золотое слово достигает из Киева «на горах», где он сидит, всех русских князей. Движется не он, но зато движется все вокруг него. Он господствует над движением русских князей.

Эти церемониальные положения князей – типичная черта монументально-исторического стиля XI – XIII веков. Церемониальность – одна из черт монументальности. Высокосидящий князь на престоле подчеркивает еще одну дистанцию – дистанцию феодально-иерархическую – между собой и остальными князьями.

Для того чтобы объект литературы стал в XI – XIII веках поэтическим, был поэтически-возвышен, нужна не только пространственная и иерархическая дистанция, но и историческая.

Мы можем довольно четко установить в «Слове» ту «временную дистанцию», которая требуется его автору, чтобы опоэтизировать его современность: это приблизительно один век или чуть меньше.

При определении жанра «Слова», несомненно, следует учитывать церемониальность литературы того времени. Древняя русская литература, особенно в этот период, не знала произведений, предназначенных только для услаждения в индивидуальном порядке одиночного читателя. Несомненно, что «Слово» должно было для чего-то предназначаться: не исключена возможность, что это было ораторское произведение, но вероятнее, что это был плач и слава (такое объединение жанров вполне допустимо – например, в «Слове о погибели Русской земли»).

Стиль монументального историзма XI – XIII веков еще далеко не исследован. Предстоит еще многое сделать для выявления его особенностей. Эти особенности лежат не только в эстетических принципах. Существуют, по-видимому, и некоторые этические принципы, общие для произведений этого времени.

Обращаясь с такой точки зрения к «Слову», отметим его полную подчиненность принципам этого стиля.

А. Панченко. Исследуя эстетический фон «Слова», надо привлечь некоторые эстетические постулаты «Шестоднева» Иоанна Экзарха – авторитетнейшей энциклопедии православного славянства. Сквозная тема «Шестоднева» – апофеоз и апология писательского труда. В древней культуре южных и восточных славян явно преобладал вербальный аспект. «Словесности» отводилась особая, первенствующая роль.

В «Шестодневе» поставлены в один ряд акт творения и акт творчества. В «Шестодневе», как и в «Слове», утверждается, что мир литературы – это особый мир, творимый писателем.

Цитировать

Зайцев, В. Юбилей бессмертного «Слова» / В. Зайцев // Вопросы литературы. - 1975 - №11. - C. 309-315
Копировать