Не пропустите новый номер Подписаться
№2, 2020/Книжный разворот

Ю. В. Доманский. Формульная поэтика Егора Летова: Монография. М., Калуга, Венеция: Bull Terrier Records, 2018. 160 с.

За одиннадцать лет, прошедших со дня смерти Егора Летова (1964–2008), его творчество неоднократно становилось объектом филологических штудий. Многочисленные статьи посвящены различным аспектам художественного мира автора: образному строю произведений, их мифопоэтическому контексту, лирической субъективности, генетическим и типологическим связям. В монографии В. Гаврикова целый ряд примеров, иллюстрирующих специфику песенного текста, взят опять-таки из Е. Летова [Гавриков 2011], а в РГГУ на протяжении вот уже нескольких лет работает Летовский семинар, труды участников которого изданы отдельной книгой [Летовский… 2018]. Но даже на таком фоне монография Ю. Доманского не теряется: перед нами первый опыт комплексного анализа рок-лирики Летова, строящейся на использовании «коротких концептуальных фраз, своего рода формул» (с. 4–5), повторяемых в припеве или сменяющих друг друга в куплетной части песни. Соотнесенность этих формул в пределах песенной композиции, а также все их многообразие в творчестве лидера «Гражданской обороны» как раз и формируют, согласно исследователю, неповторимый язык автора, чью поэтику — в соответствии с выбранным ракурсом — можно называть формульной. Структура книги обусловлена ее целью: приблизиться к пониманию рок-поэтики Летова через анализ важнейших в его наследии формул («здорово и вечно», «и снова темно», «like a Rolling Stone» и других, с. 8) — осмыслению каждой из них и посвящены соответствующие разделы монографии. Отметим попутно, что летовские тексты рассматриваются Ю. Доманским как единство словесного и музыкального компонентов в рамках исполнительского сверхтекста — песенной композиции, поэтому семантика исследуемых формул во многом определяется теми коннотациями, которыми они прирастают благодаря взаимодействию вербального, акустического, сюжетно-перформативного и тому подобных рядов. Методология книги, работающая на границе литературоведения и культурологии, адекватна материалу (не вызывает сомнений, что песня нуждается
в инструментарии, учитывающем ее синтетическую природу), а принципиальные суждения ученого можно свести к нескольким основным положениям. Во-первых, многие летовские формулы отчетливо интертекстуальны и отсылают слушателя / читателя к литературной классике, кинематографу, советским прецедентным текстам.

Так, фраза «like a Rolling Stone» восходит к одноименной песне Б. Дилана, которого Летов высоко ценил и почитал своим учителем, а формула «и времени больше не будет» имеет сразу несколько источников, среди которых «Откровение Иоанна Богослова», «Идиот» и «Бесы» Ф. Достоевского, «Гроза» А. Островского, «Серая тетрадь» А. Введенского и другие. Если допустить возможность осознанной ориентации автора на перечисленные  тексты (а далеко не все заимствования в книге обстоятельно прокомментированы), то принципы цитирования в каждом из случаев будут вполне традиционны: текст-реципиент подключается к тексту-донору, обогащаясь за счет его смыслов и связанных с ними ассоциаций. Однако не меньший интерес представляет и другой механизм культурной преемственности, широко освоенный Летовым: по точному наблюдению Ю. Доманского, «чужое» слово в его стихах часто выхолащивается, превращаясь в клише и утрачивая связь с контекстом, частью которого являлось. Единственная функция, которую оно при этом выполняет,— быть знаком классического дискурса в обыденном сознании; способность же подобных цитат принимать практически любые смыслы оборачивается постмодернистским размыванием ценностной вертикали (смешением высокого и низкого, элитарного и общедоступного). Именно так соотносятся со своими источниками некоторые летовские заглавия: «Сто лет одиночества» и «Невыносимая легкость бытия» — с известными романами Г.Г.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2020

Литература

Гавриков В.А. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск:
ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011.
Летовский семинар: Феномен Егора Летова в научном освещении.
2-е изд., испр. / Под ред. Ю. Доманского, А. Корчинского. М., Калуга,
Венеция: Bull Terrier Records, 2018.
Эпштейн М.Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии.
М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

Цитировать

Бокарев, А.С. Ю. В. Доманский. Формульная поэтика Егора Летова: Монография. М., Калуга, Венеция: Bull Terrier Records, 2018. 160 с. / А.С. Бокарев // Вопросы литературы. - 2020 - №2. - C. 294-273
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке