№8, 1971/Литературная жизнь

Ялта. Чехов

Есть музеи разной степени мемориальности. Бывает так, что квартира, где жил художник, долгое время потом принадлежит разным лицам и только спустя десятилетия благодарные потомки решают превратить ее в музей, – по воспоминаниям, письмам, фотографиям восстанавливают ее в том примерно виде, какой она имела при великом художнике. Иное дело – чеховский Дом-музей в Ялте. Его не приходилось реконструировать, воссоздавать. После смерти Чехова в нем продолжалась жизнь – так, как если бы писатель был жив.

«После смерти Антона Павловича первое, что побудило меня сохранить последнее жилище Чехова, была моя большая любовь к брату, – писала Мария Павловна Чехова. – Я не могла себе представить возможности что-нибудь нарушить после его смерти… Мне не верилось, что его уже нет, что он не вернется уже в свой кабинет никогда. Я продолжала заботливо убирать и беречь те комнаты, где он жил и работал, – и так было долгие годы».

В апреле 1971 года исполнилось полвека с того дня, когда чеховский дом стал Домом-музеем. В «Охранной грамоте» Ялтинского уездного Революционного Комитета от 9 апреля 1921 года говорилось:

«Ввиду исключительного внимания Российского пролетариата к трудам и литературным заслугам умершего писателя Антона Павловича Чехова, дачу его… взять под свое наблюдение, в целях полной сохранности и неприкосновенности внутреннего размещения обстановки, в которой писатель провел свои последние годы».

9 апреля этого года в Ялтинском городском театре, на том месте, где давал гастроли Художественный театр, приехавший в гости к Чехову в 1900 году, состоялось торжественное собрание, посвященное 50-летию Музея. В нем приняли участие общественные и культурные деятели города, ученые, учителя, многочисленные гости, представители Московского, Таганрогского, Мелиховского, Сахалинского музеев Чехова, а также артисты Художественного театра, выступившие с отрывками из пьес, инсценировками чеховских рассказов (в концерте участвовали и артисты местной филармонии).

А на следующий день в клубе гостиницы «Ореанда», расположенной на берегу моря, начались Чеховские чтения. Среди участников – видные «чеховеды» страны, писатели, работники музеев и библиотек. Деятельность Дома за полвека; Чехов и русская литература; типы и прототипы его творчества; проблемы мастерства – таков круг вопросов, обсуждавшихся на Чтениях. Их открыла заместитель директора Государственной библиотеки СССР Имени В. И. Ленина А. Хренкова. В своем вступительном слове она охарактеризовала деятельность Музея, тесно связанную с Отделом рукописей библиотеки. С 1926 года Ялтинский Музей – филиал Библиотеки имени В. И. Ленина. М. П. Чехова, которую заслуженно называли «хозяйкой чеховского дома», завещала все рукописные материалы чеховских фондов Музея – Библиотеке имени Ленина. С тех пор Библиотека выпустила немало ценных трудов, публикуя письма, рукописи Чехова, описание писем к нему современников и многое другое.

«М.

Цитировать

От редакции Ялта. Чехов / От редакции // Вопросы литературы. - 1971 - №8. - C. 242-243
Копировать