«Я буду краток». Из творческого наследия В. Дорошевича. Вступительная заметка и публикация С. Букчина
Демократическая направленность творчества, блестящий сатирический талант создали в свое время громадную читательскую аудиторию «королю фельетонистов» Власу Михайловичу Дорошевичу (1864– 1922). Близко знавший Дорошевича на протяжении многих лет Чехов говорил о нем: «Удивительно разнообразное остроумие!» Эту особенность таланта фельетониста отмечали Лев Толстой и Горький.
Дорошевич вошел в историю русской литературы и журналистики не только как сатирик, но и как автор получившей широкий общественный резонанс книги о царской каторге «Сахалин». Бесспорную историко-художественную ценность представляют его очерки о крупнейших деятелях русской и зарубежной сцены.
Обращая взор к будущему, Дорошевич в 1904 году с надеждой писал: «Настанет время, когда быть русским журналистом будет достойно человека… Сколько новых талантов проснутся при возможности быть честным и искренним». Не случайно в годы гражданской войны писатель, по свидетельству Михаила Кольцова, на настойчивые призывы к сотрудничеству, исходившие от белогазетчиков, ответил: «Я не хочу испортить своего некролога». Он не дал врагам революции ни строки. Вернувшись в Петроград, Дорошевич начал писать для новых, советских изданий: были написаны фельетоны «Красные и белые», «О голоде» и др. Тогда же он написал блестящий памфлет «Николай II», опубликованный М. Кольцовым уже после смерти автора.
Исследователи сатирической литературы отмечают заслуги Дорошевича в развитии, в совершенствовании русского фельетона. Противопоставлением тягучему словоблудию, путаной, лишенной твердой мысли фразе тогдашних «многописателей» явилась на газетной полосе «короткая строка» Дорошевича.
Предлагаемая в этом номере подборка из произведений Власа Дорошевича преследует цель– показать разнообразие жанров и высокое сатирическое мастерство, которым отмечено творчество знаменитого фельетониста.
«Маленький трактат в похвалу краткости»– это незначительно сокращенное предисловие к книге К. Воинова (Н. Н. Новикова) «Миниатюры» («Просвещение», СПб. 1912).
Рассказ-пародия «Воспоминания об А. П. Чехове» взят из книги Дорошевича «На смех» (издание М. Г. Корнфельда, СПб. 1912).
Влас ДОРОШЕВИЧ
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ В ПОХВАЛУ КРАТКОСТИ
…Два рода литературных произведений совершенно исчезли у нас.
Афоризмы и миниатюры.
Человек, которому пришел в голову афоризм,– садится и пишет фельетон.
Он пишет двести строк. Триста. Четыреста. Пятьсот.
Подписывает:
–Продолжение следует.
И снова излагает в двухстах, трехстах, четырехстах, пятистах строках «свой афоризм».
Зачем писать афоризмы, когда можно писать фельетоны?
Мне вспоминается один редактор.
Мрачный тип. Как бывают только редакторы и палачи.
Он говорил фельетонисту, прочитав 600 строк:
–Очень мило. Надо сократить.
–Разве? Позвольте, в таком случае, я сделаю.
–Нет. Зачем же вам трудиться! Я сам. Я сделаю из вашего фельетона превосходный… афоризм.
И бедняга-автор, бледнея, говорил:
–Конечно, это можно сделать… Но как же тогда заниматься литературой?
Мне нравится в этом ответе убеждение:
–Конечно, это можно сделать!
…Но кто же станет это делать, если можно писать длинные романы в 6 частях?
На первых же страницах этой книги вы натолкнетесь на миниатюру:
–Два мечтателя.
Вы, вероятно, скажете:
–Сильно и хорошо.
…Но сколько «наших почтенных многописателей» придет в негодование:
Но, ведь, это же «загубленная» тема для романа!
Для романа в 2 частях.
По меньшей мере!
Деревня верит в свою мускульную силу.
И только в нее.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1981