Wiener Slawistischer Almanach. 2012. Bd. 69, 70. Авторизованный перевод с немецкого Е. Луценко
Wiener Slawistischer Almanach. 2012. Bd. 69. 562 s.; Wiener Slawistischer Almanach. 2012. Bd. 70. 372 s.
«Венский альманах славистики» — одно из самых авторитетных периодических изданий по славистике в Германии. Выпуск 69 «Литература свидетельства» составлен по тематическому принципу с посвящением Ренате Лахман. В его основе — материалы майской конференции 2011 года в Университете Гумбольдта (Берлин) по случаю 75-летия Р. Лахман. Организаторы конференции, и они же составители выпуска — Сюзанна Франк и Шамма Шахадат — в свое время учились у Лахман в Констанце.
Принцип, по которому составлен этот юбилейный выпуск, абсолютно оригинален. Точкой исследовательского отсчета являются здесь не крупные публикации Лахман и не собрание ее трудов, но очень актуальная, опубликованная в 2011 году статья «Между фактом и артефактом»1. Исходной посылкой размышлений Лахман служит «возвращение к реальному как объекту литературоведческих штудий» (s. 93). Центром рассуждений Лахман становятся тексты XX столетия, а именно — произведения Данилы Киша и Вл. Набокова, которые, по ее мнению, продолжают поэтологические традиции, восходящие к спорам о реализме в XIX веке (s. 93).
Таким образом, гипотезы Ренаты Лахман в области истории литературы представляют собой своего рода источник для всего номера, из которого черпают вдохновение авторы других статей.
Статьи помещены в три раздела: «Свидетельства очевидцев как стратегия изучения фактов», «Факт и игра воображения», «Факт и медиальность».
Первый раздел тесно связан с поэтикой свидетельств, его статьи опираются на стратегию изучения фактов. Франциска Тун-Хоэнштайн комментирует поэтику Варлама Шаламова при помощи понятий «палимпсест», «палейя», «палеография» и «вещь» (Ding). Cюзанна Франк рассматривает биографию вещи в связи с концепцией экономии рабочих средств. Литературе постюгославского периода посвящены статьи Д. Бегановича и М. Якуши; статья С. Зассе — «театру свидетельства» (Zeugnistheater) в исторической реконструкции: спектаклю Мило Рау «Последний день Чаушеску» (2010); статья М. Якуши — спектаклю хорватского режиссера Оливера Фрлича «Будь проклят тот, кто Родину предаст» («Kukavicluk»).
А. Вербергер показывает, как в стратегиях свидетельства современность проявляет себя в начале архаико-примитивном. Следуя работам Р. Козелека и психиатра из Кракова А. Кепинского, М. Марсцалек изучает функцию сновидений и ночных кошмаров в рассказах XX века о насилии и терроре, когда в напряженном сознании сталкиваются игра воображения и реальное свидетельство. Исповедальный роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» рассматривается В. Шмидтом с точки зрения «непрямого» (oblique) свидетельства.
Второй тематический раздел сборника — «Факт и игра воображения» — открывается размышлениями Т. Гроба о понятии «ничто» (das Nichts) в ортодоксальной живописи, авангарде и научной фантастике. Измененные ситуации сознания исследуются Т. Гланцем в свете психоделической литературы или психоделической поэтики. Красной нитью через все рассуждения проходит соотношение стратегий реальных свидетельств, с одной стороны, и выдуманных и воображаемых — с другой. Р. Николоси изучает их взаимодействие с позиций натурализма, Н. Григорьева — с точки зрения кризиса фактов в русском символизме. И. Вуцдорф и Х. Мейер рассматривают функцию факта в формировании «воображаемой» национальной идентичности.
А. А. Ханзен-Леве на примере текстов Толстого о войне исследует метод «зрительного восприятия», свойственный периоду до кинематографа, и изучает его с точки зрения соотношения факта и медиальности. Игорь Смирнов представляет литературный метод постсимволистов как попытку гипермимесиса. Р. Грюбель демонстрирует свой способ разделения литературы на поэтическое искусство, искусство перспективы и перфоманса, в котором он связывает литературу свидетельства со «смыслом и чувственностью». Шамма Шахадат посвящает свое исследование искусству фотографии 20- 30-х годов, прежде всего изучая работы Александра Родченко. Опираясь на фотографии военных лет, Карл Аймермахер рассматривает факты, артефакты и новые «факты» сквозь призму провокации. Наташа Друбек анализирует необходимые свидетельства деконструкции религиозного понятия «вера» на примере инсценированной в кинолентах эксгумации святых. О документальных свидетельствах прошлого идет речь в фильме Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», который В. Бейленхоф и С. Хэнсген анализируют с точки зрения использования Роммом архивных материалов.
Концепция сборника доказала свою состоятельность. Представленные статьи продуктивно используют научный подход Лахман, развивая и дополняя его. Юбилейный сборник отличает высокое качество и насыщенность научной мысли, что не так часто случается в подобного рода коллективных изданиях.
Д. КЕМПЕР
Авторизованный перевод с немецкого Е. Луценко
- См.: Theorie der Literatur. Grundlagen und Perspektiven. Bd. V / Hrsg. von Günter Butzer und Hubert Zapf. Tübingen, 2011. [↩]
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2015