№3, 1964

Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества

Прошлогодняя мартовская встреча руководителей Коммунистической партии и Советского правительства с деятелями литературы и искусства явилась новым мощным стимулом для дальнейшего движения вперед всего советского искусства и способствовала углубленному исследованию теории социалистического реализма. Одна из серьезных проблем, которой в последнее время уделяется много внимания, – проблема творческого взаимодействия различных видов искусств. Посвящая этому малоразработанному вопросу специальный номер журнала, редакция рассматривает публикующиеся в нем материалы как начало разговора. В ближайших номерах журнал предполагает вернуться к обсуждению проблемы творческого взаимодействия искусств.

Если бы древнегреческий поэт Гесиод мог воскреснуть, его удивлению не было бы предела: упоминаемая им семья девяти муз – покровительниц различного рода наук и искусств неизмеримо разрослась. Появились новые науки, новые виды искусств: все более могущественными становятся музы кинематографа, радио, телевидения. Новую жизнь получили искусства, известные в древности: ничто из завоеваний прошлого не утрачено, даже, казалось бы, давно отживший театр мимов (вспомним огромный успех гастролей Марселя Марсо). Сфера всех видов художественного творчества неизмеримо расширилась. Во всех областях искусства сказываются в той или иной степени особенности нашего века – века анализа, научного познания самых сложных процессов и законов общественной жизни, природы, человеческой психики. Давным-давно литература освободилась от эстетических канонов классицизма, установивших для писателей тесный круг тем, за пределы которых они не могли выходить, но никогда еще искусство слова не отличалось таким дерзновенным проникновением во все области бытия, как теперь. Атаки скептиков, утверждавших, что в век атома и космоса литература теряет свое значение, отбиты самой жизнью: никогда еще произведения искусства слова не имели такой широкой аудитории, никогда раньше реакция читателей, выражаемая в разнообразных формах, не была столь активной. Народ видит в литературе не только источник художественного наслаждения, он ждет от нее ответов на актуальные вопросы непрерывно развивающейся жизни, коммунистического строительства в нашей стране.

О бурном прогрессе искусства говорит история кинематографа, который стремительно прошел путь от примитивных фильмов развлекательного характера к раскрытию исторических судеб Государств и народов, многообразных человеческих характеров и их проявления в любых сферах действительности. В не меньшей степени процесс роста коснулся и театра, где сила эстетического воздействия на публику находится в прямой связи с масштабностью проблем, воплощаемых сценическими средствами. В музыкальном творчестве своеобразие времени сказывается не только в содержании, но и в формах, преобразуются и малые и крупные жанры, на новой основе синтезируются критерии общедоступности и философской глубины, мотивы эпоса и проникновенного лиризма. Конечно, сейчас пока еще чаще приходится иметь дело с исканиями, а не со свершениями, – я говорю поэтому не об итогах, а о процессах, о происходящем перевороте в эстетических представлениях, который был вызван революцией в общественной жизни, в умах, во всем нашем мировосприятии.

В живописи и скульптуре продолжение лучших традиций прошлого связано с интенсивными поисками новых путей реалистического изображения современного человека и одновременно с поисками монументальности, которая соответствует духу социалистического коллективизма. На живопись и скульптуру оказывает воздействие новый стиль архитектуры, выражающий ясность и могущество разума, волю и творческую энергию человека.

Новые требования, выдвинутые жизнью, по-своему отразились и в тех видах искусства, которые, казалось бы, меньше всего подвержены изменениям по самому характеру своих художественных средств. Даже в такие консервативные формы, как балет, ворвался ветер современности. В свое время Салтыков-Щедрин иронически писал: «Я люблю балет за его постоянство. Возникают новые государства, врываются на сцену новые люди, нарождаются новые факты; изменяется целый строй жизни; наука и искусство с тревожным вниманием следят за этими явлениями, дополняющими и отчасти изменяющими самое их содержание, – один балет ни о чем не слышит и не знает…» Но уже давно хореографическое искусство вышло за пределы одних лишь традиционно-сказочных сюжетов, сюда пришли сюжеты новые и новые герои, а с ними – другие формы, другая эстетика. Эти поиски и изменения во всех областях искусства происходят в борьбе: в ней сказываются и чуждые влияния, и однобокие увлечения, бывает крен то в архаику, а порой и в модернизм, но вопреки всему развивается действительно новое, то, что необходимо нашей современности и ведет к искусству будущего.

Своими собственными признаками, выразительными и изобразительными средствами обладают образы словесные, звуковые, живописные, скульптурные, но всех их объединяла и объединяет общность определенных художественных систем, единство закономерностей художественного мышления и, самое главное, единство целей: отражение многогранного, бесконечно сложного мира человека, общества, природы. Признание человека главным объектом искусства – давнее завоевание передовой философии и эстетики. «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человек и представление его души», – говорил Леонардо да Винчи, а Генрих Гейне, восхвалявший величие и неповторимость личности, заявлял: «Ведь каждый отдельный человек – целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним, под каждым надгробным камнем – история целого мира» (кстати говоря, Горький считал, что «эта дерзкая оценка прекрасна и человек заслужил ее»). В искусстве социалистического реализма определение литературы как «человековедения» наполнилось новым гуманистическим содержанием, поскольку задача нашего искусства не только отражение действительности сегодняшнего дня, но и действительности грядущей, действительности коммунистического идеала. Программа Коммунистической партии ставит задачу – использовать все средства и виды искусства для строительства нового общества, для воспитания советских людей. К этому призывали деятелей литературы и искусства руководители партии на встрече в марте прошлого года, эта же задача подчеркивалась и на июньском Пленуме ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Огромную роль в идеологической жизни сыграли выступления Н. С. Хрущева. Прошедший год продемонстрировал новые успехи литературы и искусства на путях служения народу, Коммунистической партии. Теория литературы, эстетика должны освещать пути искусства, способствовать усилению его идейной и формирующей художественные вкусы роли.

Совершенствование искусства требует углубления и совершенствования его творческого метода, его специфических средств для того, чтобы в максимальной степени использовать идейно-эстетические возможности литературы или кинематографа, театра или живописи. Вместе с тем происходит взаимное обогащение всех видов искусств в процессе их взаимодействия.

Но движение к единству и взаимосвязи всех сторон культуры отстает от теоретического осознания сути, громадной роли этого исторического процесса. За обоснованными, разумными разговорами о специфике различных видов искусства (в том числе и литературы как искусства слова) часто скрывается полное равнодушие к тому, что их объединяет. Да и рассуждения о специфике носят большей частью слишком общий характер. Поэтому вполне оправданно решение посвятить специальный номер «Вопросов литературы» проблемам взаимодействия различных искусств. Проблемы эти имеют большое значение – теоретическое и практическое.

Не случайно все эти проблемы выдвигают прежде всего литературоведение и литературная критика. Художественная литература всегда оказывала и оказывает могучее воздействие на другие виды искусства, – на эту тему можно было бы привести многие свидетельства живописцев, композиторов, деятелей театра, кинематографа. Это понятно: художественные идеи находят наиболее общезначимое воплощение в литературе, здесь они непосредственнее обнаруживают прямую связь с жизнью и их истинность легче поддается проверке фактами и процессами действительности. Поэтому общая теория художественного творчества и эстетика всегда разрабатывались прежде всего на материале художественной литературы. Однако основные законы художественного мышления являются едиными для всех областей творчества, и постигнуть их можно только при синтетическом изучении искусства. Ведь неповторимое своеобразие любого явления нельзя понять вне его связей с другими родственными явлениями. Вот почему литератор не сможет в полной мере проникнуть в специфику словесно-художественного творчества, если не будет обращаться к так называемым «смежным» искусствам.

Эстетическое наследие многих писателей подтверждает, что их взгляды на литературу формировались в процессе размышлений над законами также и других видов искусства. Суждения Льва Толстого о значении и роли писательского труда, о народности и реализме, о сущности искусства, его «силе заразительности» явились результатом сопоставления особенностей литературы, музыки, живописи, театра. Это сопоставление позволило Толстому с наибольшей четкостью сформулировать свои мысли о соотношениях замысла и исполнения, содержания и формы. Достоевский в статье о выставке в Академии художеств, и особенно в ходе анализа картины Якоби «Партия арестантов на привале», пришел к замечательно глубоким выводам о взаимосвязи «правды действительной» и «правды художественной»: образы картины, сочетающие «удивительную верность» натуре с бесстрастностью художника, оказались для постановки этой эстетической проблемы в данном случае более подходящими, чем образы литературные. Именно «наглядность» живописных образов заставляла Лескова обращаться к ним в статьях на литературные темы (статьях очень тонких и еще не оцененных по достоинству), а Гаршина – представлять художников выразителями взглядов автора на коренные вопросы искусства (рассказы «Художники», «Надежда Николаевна»).

Прекрасной традицией русской литературы является горячая заинтересованность писателей в судьбах искусства и всех его видов. Разумеется, литература имеет свои собственные достаточно ответственные задачи, и ее «растворение» в других искусствах могло бы принести лишь вред. Но понимание этой ответственности не мешало виднейшим писателям активно вторгаться в художественную жизнь страны, бороться с направлениями, враждебными народу и мешавшими развитию искусства, отстаивать свои принципиальные эстетические позиции. Глубокие рассуждения Гоголя о национальных основах искусства и архитектурном облике городов, отстаивание Островским принципов реализма и народности в драматургии и театре, обличительная деятельность Некрасова, выступавшего против пошлости и мелкотемья в современном репертуаре, осмеяние Салтыковым-Щедриным «крашенины», выдаваемой за живопись, пропаганда Горьким и Маяковским героического искусства в противовес декадентскому и мещанскому «творчеству» – все эти и многие другие факты оказали громадное влияние на развитие различных видов искусства. Не только в статьях и рецензиях, но и в художественных произведениях многих писателей мы находим типы художников, безраздельно преданных делу своей жизни, описания самого процесса творчества, сатирические портреты консервативных «служителей муз», а также и «блюстителей порядка», чьи медные лбы одинаково непроницаемы ни для поэзии, ни для прозы.

Изучение сущности и законов литературы в единстве с другими видами искусства является необходимым не только для раскрытия основ художественного мышления, но и для самой практики творчества. Растущее взаимодействие различных его областей исключает, разумеется, насильственное вторжение в тот или иной вид искусства несвойственных ему изобразительных и выразительных средств из другой области. «Каждое искусство – шахматное поле, которое надо углубить, чтобы найти новое, – говорил Лев Толстой. – Люди же, не могущие углубить, прихватывают в свое поле из соседних искусств и думают, что творят новое: поэзия – музыку и, наоборот, живопись – поэзию и т. д.» 1. Спор об «экспансии» литературы в другие виды искусства (особенно в живопись и кино) может быть решен только путем анализа диалектической взаимосвязи и вместе с тем «уникальности», неповторимости каждой из областей художественного творчества.

  1. Л. Толстой, Полн. собр. соч., т. 54, ГИХЛ, М. 1935, стр. 29[]

Цитировать

Мейлах, Б. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества / Б. Мейлах // Вопросы литературы. - 1964 - №3. - C. 3-16
Копировать