№4, 1980

Высота критериев

На каждом этапе развития социалистической культуры наследие В. И. Ленина, охватывающее весь комплекс проблем художественной культуры, с новой силой раскрывает свое богатство, служа ориентиром ее дальнейшего прогресса. Огромное значение оно приобрело для художественной культуры развитого социализма, когда неуклонно возрастает роль литературы и искусства в жизни общества, в духовном мире строителя коммунизма. Художник выступает в этих условиях как активная творческая сила, решающая в соответствии с природой своей деятельности существенные задачи формирования личности нового, коммунистического типа. Талантливые произведения литературы и искусства становятся национальным достоянием, а к их создателю общество испытывает чувство глубокой благодарности, видит в настоящем таланте редкость, представляющую собой особую социальную ценность1.

В наши дни творчески развивается ленинская концепция взаимоотношений художника и общества, роли искусства в социальном бытии народа.

Как известно, на эту тему много написано. В то же время громадная проблема «Ленин и художественная культура» далеко еще не исчерпана. Обращаясь вновь и вновь к трудам В. И. Ленина, имеющим фундаментальное значение для развития эстетики, к его работам, посвященным строительству новой, социалистической культуры, к отдельным отзывам о писателе, театральной постановке, произведении живописи и т. д., мы получаем надежные критерии для суждения о процессах и явлениях современного искусства. Наследие Ленина – прежде всего живое наследие.

Н. К. Крупская вспоминает о том, как жестоко ошибся С. Радченко, познакомивший ее с Владимиром Ильичем: он рекомендовал Ленина как ученого человека, который «читает исключительно ученые книжки, не прочитал в жизни ни одного романа, никогда стихов не читал» 2.

В действительности диапазон художественных интересов Ленина поражает своей широтой. Поразительна и горячая заинтересованность, с которой он обращался к произведениям художественного творчества. Искусство и литература, – от великих, вечных творений до таких явлений, как массовая песня, эстрада, изделия народных мастеров, – находили в Ленине благодарного и отзывчивого читателя, слушателя, ценителя. Глубина мыслей Ленина об искусстве, о таланте как исключительной человеческой ценности неотделима от свойственной ему замечательной способности «заражаться» обаянием таланта. Искусство и талант художника в восприятии Ленина существовали во всей полноте их эстетической прелести. Эта отзывчивость к явлениям искусства, способность всей душой переживать их, испытывать чувство «искреннего удивления пред талантами» 3 окрашивают ленинские суждения об искусстве. Без этого даже самые стройные и мудрые мысли о таланте могут легко превратиться в умозрительную схему, далеко отстоящую от самого искусства и его восприятия.

О живом и увлеченном восприятии Лениным таланта художника свидетельствуют многочисленные документы истории и воспоминания современников. Они собраны, изучены, систематизированы в ряде капитальных работ, трактующих темы: Ленин о культуре и искусстве, Ленин и литература, Ленин и театр, Ленин и музыка, Ленин и кино, Ленин и изобразительное искусство, а также такие темы, как Ленин и Горький, Ленин и Луначарский и др. Мы сосредоточимся прежде всего на сведениях о том, чем особенно увлекался и что особенно любил Ленин в литературе.

В статье «Что нравилось Ильичу из художественной литературы» Крупская пишет: «Больше всего он любил Пушкина» (стр. 622). В статье «Ленин и Чернышевский» Крупская отмечает, что Ленин особенно любил Чернышевского, что «каждый раз, когда он говорил о Чернышевском, его речь вспыхивала страстностью», а в сочинениях Ленина «те места, в которых он говорит о Чернышевском, написаны как-то особенно горячо» (стр. 625 – 626). Н. Валентинов приводит слова Ленина о романе Чернышевского: «Он, например, увлек моего брата, он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал… В год после моей высылки в деревню из Казани… моим любимейшим автором был Чернышевский» (стр. 647 – 649). Крупская пишет, что Ленин перечитывал вновь и вновь Пушкина, Лермонтова и Некрасова, что он «зачитывался» Писаревым; в годы эмиграции в Париже Ленин в бессонные ночи не мог оторваться от Верхарна, а в Кракове «чуть не наизусть выучил Надсона и Некрасова, разрозненный томик Анны Карениной перечитывается в сотый раз» (стр. 294). Современники вспоминают о том, что Ленин «очень увлекался» Некрасовым. «Вот в этом и сила художника… берет за живое», – говорил Ленин о том волнении, которое вызывают стихи Некрасова (стр. 646). В. Д. Бонч-Бруевич отмечает, что Салтыкова-Щедрина Ленин, «кажется, более всех любил из беллетристов», «не раз говорил, что Достоевский действительно гениальный писатель», а Чехова «особенно выделял» (стр. 697, 698). А. И. Ульянова-Елизарова вспоминает о глубоком впечатлении, которое, произвел на Ленина своей талантливостью рассказ Чехова «Палата N 6» (стр. 609).

П. Лепешинский пишет о Ленине как о большом любителе поэзии, и именно поэзии классической, немножко отдающей стариной: «Даже, если не ошибаюсь, Тютчев пользуется его преимущественным благорасположением…» (стр. 644). Действительно, Бонч-Бруевич говорит, что «в рабочем кабинете Владимира Ильича в Совнаркоме, на этажерочке около стола, а нередко и на самом столе, можно было видеть томик Ф. Тютчева. Он часто перелистывал, вновь и вновь перечитывал его стихи» (стр. 697). Он же свидетельствует, что Ленин характеризовал произведения Д. Бедного «как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель», и рассказывает, как, слушая его стихи, «Владимир Ильич смеялся и приговаривал:

– Прекрасно! Как хорошо сказано! Метко! Очень хорошо» (стр. 695).

Крупская сообщает о том, что в последние месяцы жизни Ленин «любил слушать стихи, особенно Демьяна Бедного»; и о том, что Ленину «понравился чрезвычайно» рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни», прочитанный за два дня до смерти (стр. 625); и об одобрительном отзыве Ленина по поводу романа И. Эренбурга «Хулио Хуренито»: «Хорошо у него вышло»; и о том, что Ленин «увлекался книжкой Барбюса «Le feu» («Огонь»), придавая ей громадное значение» (стр. 624).

А. В. Луначарский вспоминает: «Владимир Ильич прочел эту книгу с настоящим восторгом. Он несколько раз выражал мне свое мнение, что это не только удивительный манифест против войны, но что это именно образец того искусства, какое нам, в обстановке империалистической войны, больше всего нужно» 4. О литературных пристрастиях Ленина со всей несомненностью свидетельствуют воспоминания Крупской: в сибирской ссылке у В. И. Ленина был «Фауст» Гёте на немецком языке и томик стихов Гейне» (стр. 623). Эти же книги В. И. Ленин просил Л. Фотиеву достать ему на время в 1921 году5. А в списке книг, которые Ленин увозил в эмиграцию, из художественной литературы значились только стихотворения Некрасова и «Фауст» Гёте (стр. 646).

Мысли Ленина о Толстом и Горьком, высказанные в печати и в беседах, труды о Толстом, письма Горькому содержат бесценные материалы, раскрывающие ленинские суждения о таланте художника.

Рассказ Крупской о Ленине – читателе «Анны Карениной» (стр. 634), рассказ Горького о Ленине – читателе «Войны и мира» («захотелось прочитать сцену охоты») и сохраненные им в ленинской интонации замечательные слова: «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник…» (стр. 639), – все это отмечено восхищением Ленина перед гением Толстого.

Вероятно, будет справедливым в контексте данной статьи отметить, как высоко ценил Ленин обаяние и артистизм таланта Луначарского. О Луначарском он говорил: «Наредкость богато одаренная натура. Я к нему «питаю слабость» – черт возьми, какие глупые слова: питать, слабость! Я его, знаете, люблю, отличный товарищ! Есть в нем какой-то французский блеск. Легкомыслие у него тоже французское, легкомыслие – от эстетизма у него» 6. Ленин пишет о «влиянии Луначарского (поэт!)» 7 и именно его стремится увлечь замыслом политического выступления в форме литературно-критического очерка. Нацеливая Луначарского на художественное в своем роде решение темы, Ленин пишет: «…Нужна живая, резкая, тонкая и подробная характеристика (литературно-критическая) этих черносотенников» 8. Веря в его талант, Ленин призывает Луначарского «пригвоздить» противников «за их мизерный способ войны. Сделайте из них тип. Нарисуйте их портрет во весь рост по цитатам из них же. Я уверен, это у Вас вышло бы, только капельку пособирать цитат» 9. Брошюру Луначарского об отношении партии к профсоюзам В. И. Ленин оценил не только как политический трактат, но и как эстетическое явление: «По-моему, очень хорошо у Вас вышло, и все товарищи были очень довольны брошюрой. «Исправлять» ее все мы сочли излишним: уже очень жаль стирать Ваши краски и портить живо написанную вещь» 10.

Не случайно в годы борьбы против отзовизма и махизма Ленин писал Горькому: «Ежели бы Луначарского так же отделить от Богданова на эстетике, как Алексинский начал от него отделяться на политике… ежели бы да кабы…» 11 – и утверждал: «Луначарский вернется в партию…» 6

Не случаен также и особый оттенок, который получил ряд выступлений Ленина против ошибок и промахов Луначарского. В одном из писем 1912 года шутливо говорится, что Луначарского следовало бы отечески посечь за «научный мистицизм» 12.

Из всех искусств, по-видимому, музыка оказывала на Ленина особо глубокое эмоциональное воздействие. В статье Д. И. Ульянова «Любовь к музыке», в воспоминаниях Н. Крупской, М. Горького, А. Луначарского, П. Лепешинского, М. Кедрова, Г. Лозгачева-Елизарова, Е. Усиевич, Ф. Петрова, Г. Серебряковой и других содержатся многосторонние сведения об отношении Ленина к инструментальной и вокальной классической музыке. О любви к музыке Чайковского не раз писал сам Ленин и его современники. Известно, что особой любовью Ленина пользовались сонаты Бетховена «Патетическая» и прежде всего «Аппассионата». Именно о ней были сказаны слова, в которых Ленин определил величие художественного гения: «Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!» (стр. 640). Воспоминания сохранили отзыв Ленина об этом произведении: «Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать ее каждый день» (стр. 640). И дважды – один раз Горький, а другой — Луначарский – пишут о глубоком волнении, с которым воспринимал музыку Ленин. «Конечно, очень приятно слушать музыку, но представьте, она меня расстраивает. Я ее как-то тяжело переношу» (стр. 664). «…Часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту» (стр. 640). Право же, не так часто плоды таланта находят столь проникновенный отклик.

В многочисленных воспоминаниях говорится о любви Ленина к революционным песням. Он сам охотно и с увлечением пел их. Э. Потье и рабочим хорам в Германии Ленин посвятил свои статьи, написанные в 1913 году. Он был музыкален, «очень любил слушать музыку… Больше всего любил скрипку. Любил пианино… Охотно ходил в Париже в концерты», – вспоминает Крупская и добавляет фразу, которую нельзя читать без волнения: «Но всего этого было мало в нашей жизни» 13.

«Владимир Ильич любил картины» – это тоже из воспоминаний Крупской (стр. 618). Ленин «очень любил и хорошо знал живопись» 14, – говорит М. Фофанова. «У Ленина был всегда большой интерес к живописи… – свидетельствует А. Трояновский, – по моему мнению, Ленин в галереях и музеях наслаждался картинами великих мастеров, как мало кто другой. Я, по крайней мере, не видел людей, которые с таким настоящим восторгом смотрели на произведения большого искусства» 15.

Известно, какое большое значение придавал Ленин изобразительному искусству, выдвигая свой план «монументальной пропаганды». О его интересе к живописи сообщает Бонч-Бруевич16. Луначарский рассказывает о том, как, проведя всю ночь до утра за книгами о художниках, Ленин сказал: «Какая увлекательная область история искусства. Сколько здесь работы для коммуниста» (стр. 661).

Большинство документов, писем и воспоминаний, характеризующих круг и характер интересов Ленина в области изобразительного искусства, сведено в сборник «В. И. Ленин и изобразительное искусство». В нем содержатся сведения о посещениях Лениным Третьяковской галереи, которую он особенно любил и – неоднократно обращался к репродукциям представленных в ней произведений, говоря о необходимости их массового издания. Здесь же собраны сведения о посещениях Лениным музеев Парижа, Лондона, Вены, Мюнхена, Дрездена, Базеля, Неаполя и других городов, о посещениях выставок, мастерских художников Н. Аронсона, Ф. Бурова, А. Гюрджяна, о встрече со студентами Вхутемаса, а также приведены соображения составителя сборника В. Шлеева о том, что видел или мог видеть Ленин в музеях и книгах по искусству. Отсылая читателя за этими материалами к указанному изданию, мы обратимся прежде всего к документам, характеризующим круг наиболее сильных интересов и увлечений Ленина в этой области.

В этот круг входят явления русского и зарубежного искусства. Вкусы Ленина, пишет Луначарский, «были очень определенны. Он любил русских классиков, любил реализм в литературе, в живописи и т. д.». «…В особенности русский реализм (в том числе и передвижников, например), Владимир Ильич высоко ценил» (стр. 661, 665). «Как хорошо эти картины передвижников передают русскую жизнь…» 17 – говорил Ленин в беседе с С. Гопнер. Обращаясь к творчеству передвижников, Ленин глубоко проникал в его суть. «Вот замечательный художник!.. – говорил он Фофановой о Н. Ярошенко. – Какой он прекрасный психолог действительной жизни, какие у него чудесные вещи!» 18. «Нам не надо никаких конфетных картин. Нам нужна правда жизни. Такая правда, как Касаткин изобразил ее в «Углекопах» 19, – приводит слова Ленина Бонч-Бруевич.

Целый ряд современников рассказывают о том, что привлекало к себе Ленина в мировом изобразительном искусстве и как он его воспринимал. В Лувре у подножия Ники Самофракийской он сказал М. Цхакая: «Смотрите, дорогой Миха, на это чудо древней эллинской культуры. Изумительное, нечеловеческое создание!» 20. А. Трояновский пишет, что в венском музее всякий раз, когда Ленин подолгу останавливался перед какой-либо картиной и восхищался ею, под картиной всегда почти без исключения стояла подпись Рубенса.

В творчестве Леонардо да Винчи Ленин особо отмечал мысль21. Известно так лее, с каким увлечением рассматривал Ленин в поезде книгу о Дюрере, как провел часть утра в музее Базеля, перед произведениями Гольбейна Младшего и А. Бёклина, как советовал своим товарищам во время поездки в Париж обратить внимание на статую Родена «Мыслитель». В воспоминаниях художника А. Магарама приводятся слова Ленина, сказанные о натюрморте Моне: «Смотрите-ка вот на эту вещицу. Я не разбираюсь в технике, я не знаю, какими средствами художник достиг такого приятного впечатления, но я испытываю эстетическое удовольствие, мне приятно смотреть на эту картину…» 22 Об эстетическом удовольствии, о радости, доставляемой искусством, Ленин говорил неоднократно. Для него они являлись важным критерием художественного, и с этой позиции он отвергал буржуазную пошлятину и футуризм, от которого не испытывал «никакой радости» и произведения которого был не в силах считать «гениальными», «высшим проявлением художественного гения» (стр. 657).

Эти взгляды последовательно развивались Лениным в его суждениях об изобразительном искусстве.

Вероятно, ничто столь ярко не свидетельствует об отношении В. И. Ленина к таланту художника – мастера изобразительного искусства и к его творчеству, как воспоминания художников, работавших над портретами Ленина. По свидетельству Вс. Иванова, Горький считал, что Ленина рисуют мало. Конечно же, пятьсот портретных рисунков, выполненных современниками, более тридцати художников, рисовавших Ленина с натуры, – эти цифры, если их брать в абсолютном исчислении, не столь уж велики23. Но если учесть время и обстановку, когда создавались эти произведения, и то, что за этими цифрами стоит огромная притягательная сила личности Ленина, побуждавшая художников разных стран искать встречи с ним и работать над его портретами, то они окажутся более чем впечатляющими. Поражает и другое. Превыше всего ставивший свой партийный и государственный долг, Ленин находил возможность уделять время художникам, подолгу работавшим в его кабинете, кто с альбомом, а кто и с громоздким скульптурным станком и глиной. Г. Алексеев, Н. Альтман, Н. Андреев, И. Гринман, Ф. Малявин, И. Пархоменко, английская художница К. Шеридан и другие рисовали и лепили Ленина в его кабинете.

Удивительно скромный и совершенно не терпящий преувеличенного внимания к себе, Ленин в этих случаях, можно сказать, отступал перед интересами художников и с редкостной деликатностью старался по мере возможности помочь их труду. Об этом свидетельствуют, например, слова Ленина, сказанные Н. Альтману, который провел в его кабинете около месяца: «Работайте тем же темпом, сколько вам понадобится, я не буду вам мешать» 24. Какой благожелательностью к художнику и умением мягко исправить его бестактность проникнут известный эпизод с И.

  1. См.: «Материалы XXV съезда КПСС», Политиздат, М. 1976, стр. 80.[]
  2. «В. И. Ленин о литературе и искусстве», «Художественная литература», М. 1976, стр. 622, 614. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы.[]
  3. «В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы», «Наука», М. 1969, стр. 329.[]
  4. А. В. Луначарский, Собр. соч. в 8 ми томах, т. 5, «Художественная литература», М. 1965, стр. 509.[]
  5. См.: В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 52, стр. 258.[]
  6. »В. И. Ленин и А. М. Горький», стр. 308. [][]
  7. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 49, стр. 355.[]
  8. Там же, т. 47, стр. 58.[]
  9. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 47, стр. 63.[]
  10. Там же, стр. 121.[]
  11. Там же, т. 48, стр. 161.[]
  12. См.: В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 48, стр. 75.[]
  13. »Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине», т. 1, Политиздат, М. 1979, стр. 607. []
  14. »В. И. Ленин и изобразительное искусство», «Изобразительное искусство», М. 1977, стр. 137. []
  15. Там же, стр. 135.[]
  16. Там же, стр. 115, 173.[]
  17. »В. И. Ленин и изобразительное искусство», стр. 117. []
  18. Там же, стр. 137.[]
  19. Там же, стр. 447. Существуют также сведения о том, что В. И. Ленин высоко ценил творчество И. Е. Репина (см. там же, стр. 40).[]
  20. »В. И. Ленин и изобразительное искусство», стр. 139. []
  21. Там же, стр. 117.[]
  22. »Ленин. Революция. Театр. Документы и воспоминания», «Искусство», Л. 1970, стр. 188 – 189 []
  23. Цифры эти названы А. Шефовым («За рубежом», 1979, N 17, стр. 22).[]
  24. »В. И. Ленин и изобразительное искусство», стр. 488. []

Цитировать

Полевой, В. Высота критериев / В. Полевой // Вопросы литературы. - 1980 - №4. - C. 3-37
Копировать