№7, 1963/На темы современности

Высокое призвание литературы и искусства

Все больше дней отделяет нас от весенней встречи руководителей партии и правительства с художественной интеллигенцией, и все глубже осознаем мы значение итогов этой встречи для дальнейшего развития советской литературы и искусства. Июньский Пленум ЦК КПСС еще раз подчеркнул благородное призвание писателей и деятелей искусства, активно участвующих в нашей общей борьбе за коммунизм.

В партийных документах, в выступлениях товарища Н. С. Хрущева по вопросам литературы и искусства четко формулируются задачи художественного творчества на нынешнем этапе коммунистического строительства, определяется роль и место советского художника в идейной жизни страны, в коммунистическом воспитании трудящихся.

Повседневное руководство партии развитием литературы и искусства – непременное условие и вернейший залог успехов многонациональной социалистической культуры, как свидетельствует об этом весь опыт художественного творчества в нашей стране.

В выступлении Н. С. Хрущева 8 марта 1963 года дана высокая оценка творческому труду писателей и деятелей искусства. Советская литература и искусство развиваются в правильном направлении и в основном хорошо выполняют свои задачи. За последнее время создано немало художественных произведений, снискавших любовь и признание народа.

Вместе с тем партия помогла деятелям литературы и искусства разобраться в тех существенных недостатках и ошибках, которые имели место в творчестве отдельных писателей и художников, помогла развернуть наступательную борьбу против чуждых нам влияний и тенденций. Каждое выступление партии по вопросам литературы и искусства – документ принципиального идейного значения, вооружающий писателя, художника, композитора, деятеля кино и театра уверенностью, ясным знанием цели, оптимизмом.

Документы эти требуют серьезного и глубокого осмысления. В них развиваются принципиальные положения марксистско-ленинской эстетики, конкретизируются применительно к современному этапу коммунистического строительства задачи литературы и искусства.

Важным событием в идейной и культурной жизни советского общества является выход в свет книги Н. С. Хрущева «Высокое призвание литературы и искусства». В сборник включены выступления Н. С. Хрущева по вопросам литературы и искусства на последних съездах партии, на встречах с художественной интеллигенцией и некоторые другие материалы, ярко показывающие творческий характер политики партии в области литературы и искусства, постоянную заботу ЦК КПСС о расцвете художественного творчества в нашей стране, об идейно-эстетическом вооружении писателей и деятелей искусства, о воспитании творческих кадров. Обращаясь к этой книге, наша интеллигенция найдет ответы на самые актуальные вопросы художественного творчества.

1

Основная часть выступлений Н. С. Хрущева по вопросам литературы и искусства, вошедших в сборник, относится к самому последнему времени – 1957 – 1963 годам. В эти годы наша страна благодаря выдающимся достижениям в развитии экономики и культуры вышла на новые рубежи коммунистического строительства. Впереди ждут новые победы, путь к которым указывает Программа КПСС, принятая XXII съездом партии.

С ликвидацией последствий культа личности И. В. Сталина в стране сложилась новая общественная атмосфера, чрезвычайно благоприятная для дальнейшего повышения творческой активности и инициативы советских людей во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве.

Выступления Н. С. Хрущева по вопросам литературы и искусства звучали в новой обстановке духовной и художественной жизни страны, и каждое из них способствовало дальнейшему улучшению и оздоровлению этой обстановки. Партия восстанавливала ленинские принципы руководства искусством, развивала дальше учение В. И. Ленина о роли и месте художественного творчества в жизни народа в соответствии с практическими задачами строительства коммунизма. В выступлениях Первого секретаря ЦК КПСС получили дальнейшее развитие взгляды партии на значение искусства как мощного идейного оружия, на его роль в коммунистическом воспитании трудящихся.

Искусство никогда не стояло в стороне от идейных битв, оно всегда утверждало определенные идеалы, выражая интересы того или иного борющегося класса. Передовые писатели и художники прошлого активно способствовали пробуждению классового самосознания трудящихся, их борьбе против социального угнетения и эксплуатации. Яркий пример этого – поэзия великого кобзаря Тараса Шевченко. Н. С. Хрущев, отмечая огромное значение его творчества, подчеркивал страстный призыв великого поэта к борьбе против вековых угнетателей – царей, панов и капиталистов. «Тарас Григорьевич Шевченко близок и дорог всем народам нашей великой Родины, потому что он в своих произведениях выражал думы не только украинской бедноты, но и думы трудящихся всех наций».

В условиях социализма, когда закономерно разрушается стена, намеренно возведенная реакционными силами между искусством и народом, особое значение приобретает идейно-воспитательная функция искусства. Оно становится могучим средством воспитания нового человека, одним из важных инструментов создания нового общества. Став у нас достоянием всего народа, советское искусство отражает интересы и запросы народных масс и видит свое назначение в верном служении им. Естественно, что развитие искусства как составной части общенародного дела планомерно направляется нашей партией.

Партия считает работников литературы и искусства своими надежными и верными помощниками в деле воспитания трудящихся. Сейчас, когда вопросы коммунистического воспитания, формирования нового человека заняли центральное место в идеологической работе партии, значение художественного творчества еще более возрастает. Отмечая специфический характер воздействия искусства на чувства и сознание людей, Н. С. Хрущев говорил: «…через лучшие произведения литературы и искусства люди учатся правильно понимать и изменять жизнь, усваивают передовые идеи, формируют свой характер и убеждения так же естественно и незаметно, как ребенок учится говорить».

Мы живем в эпоху гигантской битвы двух непримиримых идеологий. Наши враги, убедившись, в тщетности своих попыток сокрушить мир социализма военным путем, стремятся теперь перейти в идеологическое контрнаступление, всеми возможными средствами воздействовать на сознание советских людей. О масштабах подрывной пропагандистской деятельности, развернутой во всем мире реакционными кругами капиталистических стран, в частности США, красноречиво говорят несколько цифр. Из 11 тысяч сотрудников так называемого «Информационного агентства США», руководящего деятельностью таких организаций, как «Голос Америки», «Свободная Европа», РИАС и др., подавляющее большинство работает в 239 пропагандистских центрах, функционирующих в 105 странах. Бюджет «агентства» на нынешний финансовый год составляет 121 млн. долларов. В будущем же году его предполагают увеличить на 26 млн. долларов. За последние годы «агентством» опубликовано 6215 изданий на 50 языках – целые горы подрывной пропагандистской литературы, почти 60 млн. экземпляров книг!

Наши идейные враги пытаются под прикрытием фальшивого лозунга «мирного сосуществования» в области идеологии совершать идеологические диверсии.

На декабрьской и мартовской встречах руководителей партии и правительства с художественной интеллигенцией, на июньском Пленуме ЦК КПСС было ярко показано, что проповедь мирного сосуществования в области идеологии способна гальванизировать в нашем искусстве такие реакционные явления, как формализм и его крайнее порождение – абстракционизм.

К сожалению, отдельные писатели и художники начали склоняться в пользу если не сосуществования, то перемирия в идеологической борьбе. Кто в форме воспоминаний, а кто в жанре путевых очерков, одни вскользь, другие более откровенно, они пытались уверять, что, мол, нам надо быть терпимыми к идеологическим принципам наших противников, надо «шире» смотреть на действительность.

Критика уступок чуждой идеологии, критика формалистических увлечений и абстракционистских уродств в творчестве отдельных работников искусств является составной частью тех мер, которые партия осуществляет для повышения идейно-воспитательной роли художественного творчества, для усиления эстетического воспитания трудящихся, сближения искусства с жизнью народа, для выполнения задач, поставленных Программой КПСС.

Эта критика проникнута заботой об искусстве содержательном, прекрасном, как говорил Горький, «духоподъемном». Она направлена против безыдейных и бессмысленных «произведений» формалистического толка, против абстракционистских уродств. Партия призывает художников к правдивому отображению реального мира во всей его полноте и многокрасочности, ибо только такое искусство способно приносить людям радость и наслаждение, быть их добрым другом и советчиком.

Эта критика проникнута заботой о высокой идейности искусства, заботой о духовном здоровье народа, который требует от советских художников произведении ярких и жизнерадостных, помогающих жить и бороться за великие идеалы коммунизма. Речь идет об идейной чистоте произведений литературы и искусства, об ограждении художественного творчества от тлетворного влияния идеологии отживающего мира.

«Мы не были бы марксистами-ленинцами, – говорит Н. С. Хрущев, – если бы стояли в стороне, равнодушно и пассивно относились к попыткам протащить в нашу литературу и искусство чуждые духу советских людей буржуазные взгляды. Надо трезво смотреть на вещи, отдавать себе отчет в том, что враги существуют и они пытаются использовать идеологический фронт для ослабления сил социализма. В этой обстановке наше идейное оружие должно быть в исправности и действовать безотказно».

Те, кто склонен отстаивать право на существование в советском искусстве формалистических течений, вольно или невольно оказываются в незавидной роли проводников идеи мирного сосуществования в области идеологии. Партия резко раскритиковала эти неверные тенденции. Мирное сосуществование в области идеологии, подчеркнул на мартовской встрече Н. С. Хрущев, есть измена марксизму-ленинизму, предательство дела рабочих и крестьян.

Партия призывает советских писателей, художников, композиторов, всех работников искусства быть в первых рядах строителей коммунизма, служить своим творчеством великому делу нашей партии, бороться за торжество идей марксизма-ленинизма.

2

Развивая животворные ленинские идеи на новом историческом этапе, наша партия научно обобщает богатейшую практику художественного творчества.

Цитировать

Галанов, А. Высокое призвание литературы и искусства / А. Галанов // Вопросы литературы. - 1963 - №7. - C. 3-15
Копировать