№10, 1975/Панорама

Вступая во второе десятилетие

В последние годы радио и телевидение ФРГ неоднократно проводили опросы, в которых затрагивались проблемы кризиса культурных и литературных журналов, выходящих в стране. Подобные вопросы были заданы и нашему журналу «Кюрбискерн». И мы ответили: «Этот кризис наше издание не затронул. Конечно, он не мог не коснуться нас косвенным образом, потому что данный кризис является выражением общего кризиса. Но все же мы можем отметить движение вперед».

Действительно, за время своего существования «Кюрбискерн» приобрел самый большой тираж среди других литературных журналов ФРГ – до 10 000 экземпляров, стал неотъемлемой составной частью культурного процесса в целом. И мы надеемся – для этого есть все основания – расширить круг авторов и читателей журнала.

Первый номер «Кюрбискерна» вышел в сентябре 1965 года, когда впервые на гладкой поверхности западногерманского экономического чуда появились трещины. Намечался первый кризис. Начались забастовки. Это казалось невероятным. До сего момента в области идеологии словно бы царила кладбищенская тишина. Духовная и политическая жизнь страны после запрещения в 1956 году КПГ была парализована. Все, что не устраивало господствующие классы, отрицалось или же бралось в кавычки. Только так употреблялись в официальной прессе понятия: «рабочий класс», «капитализм», «империализм», «фашизм», «классовая борьба» и т. д. Тот, кто произносил подобные слова, брался под подозрение. Почти все прогрессивные и революционные традиции были объявлены «так называемыми», а все, кто им следовал, подвергались преследованиям. На коммунистов не «ссылались» – их «высылали». «Кюрбискерн» всей своей деятельностью стремился доказать: все, что берется в кавычки, существует в действительности.

Самым наглядным образом требования времени проявились в борьбе антифашистов, в борьбе другой Германии, в движении за мир, в солидарности с национальным освободительным движением, в те годы прежде всего во Вьетнаме. Будучи окруженными со всех сторон ультралевыми, мы настаивали: перед интеллигенцией стоят задачи, которые могут быть решены только в союзе с рабочим классом и посредством рабочего движения.

Демагогические лозунги, призывающие к «холодной войне» и реставрации государства, управляемого ХДС, ныне устарели. Так же устарели и призывы возродить «искусство для искусства». Представление о литературе, как о литературе ангажированной, все отчетливее складывалось в ходе дискуссий. Определялась тенденция, согласно которой литература должна стать специфической составной частью общей политической и общественной деятельности. Поэтому не случайно мы с самого начала попытались продолжить прерванную в черные годы фашизма, и послевоенной реставрации нить дискуссий о реализме. Ведь в борьбе против реакции и антикоммунизма в Федеративной Республике Германии особенно важны реалистические тенденции и направления.

Но не только «Кюрбискерн» десять лет назад обратился к проблемам, затрагивающим важнейшие аспекты политической жизни страны. Приблизительно в это же время вышел первый номер журнала «Курсбух». Путь развития, пройденный «Кюрбискерном» и «Курсбухом», заставляет почувствовать ту духовную атмосферу, в которой большая часть молодого поколения обратилась к марксизму, якобы изжившему себя, как вещает буржуазная пропаганда, этому надежному компасу в своей борьбе и идейном росте.

Цитировать

Хитцер, Ф. Вступая во второе десятилетие / Ф. Хитцер // Вопросы литературы. - 1975 - №10. - C. 207-212
Копировать