№10, 1982/Жизнь. Искусство. Критика

В масштабе целого

Словосочетание «литературный процесс» в лексиконе нашего литературоведения и критики распространено сегодня весьма широко, но чаще всего оно выступает не более чем синонимом слова «литература», только как бы в улучшенной, «наукообразной» его форме. Конечно, отдельные содержательные различия здесь улавливаются даже на слух: например, то, что «литературный процесс» – это уже не просто литература, а панорама литературы, ее движение. Однако специально на таких различиях почти никто не задерживается, и предметом теоретического или методологического осмысления они становятся крайне редко.

Между тем «литературный процесс» отнюдь не равнозначен «литературе» – это понятие несет в себе существенную информацию об историческом развитии литературы и о методологическом уровне критики, к нему обращающейся или им пренебрегающей. Даже его эмпирическая, «непреднамеренная» распространенность, несомненно, порождена новыми качествами самой нашей литературы. С одной стороны, литература эта все органичнее вписывается в мировой литературный контекст, принципиально углубляет межнациональные взаимодействия в собственных пределах, резко прочерчивает линии историко-литературной преемственности. С другой – в самых недрах ее нарастают художественные тенденции как интегрирующего, так и дифференцирующего характера, эстетически обогащающие понятие «литературный процесс» и дающие ему дополнительные мотивировки.

Говоря об интегрирующих тенденциях, мы имеем в виду прежде всего ту «децентрализацию», размывание привычных «тематических общностей» 1 в литературе, на которые неоднократно указывали в последнее десятилетие и критики, и сами писатели. Военная литература заметно расширяет сферу изображения, уходя с «передовой» и делая объектом пристального психологического анализа все проявления индивидуально-личностной и общенародной жизни этого исторического периода, сложно сопрягая его с современностью и т. д. Деревенская проза обретает новые оттенки в осмыслении жизни, протекающей теперь «меж городом и селом», в теме исторической памяти, в общем культурно-философском звучании. Производственная литература стремится к постановке проблем современной нравственности, образования, культуры. В художественном изображении города поверхностный урбанизм постепенно начинает уступать место городской «почве», взятой в ее истоках, традициях, родословных (как у Ю. Трифонова или Г. Семенова). Семейно-бытовая линия ощутимо тяготеет к такому взгляду, при котором семья, ее конфликты и драмы способны высветить общественную историю и психологию ничуть не в меньшей степени, чем любой другой жизненный материал. Невзирая на критические баталии вокруг понятия «быт», удельный вес его в литературе, несомненно, растет: вне пристального внимания к быту войны, быту города, быту села крупные реалистические достижения литературы сегодня просто трудно себе представить. Всеобщим стал интерес к взаимоотношениям человека и природы, человека и техники и т. п.

В то же время в литературном процессе последнего десятилетия отчетливо выразились и моменты, на поверхностный взгляд прямо противоположные «интеграционным», а на самом деле – с диалектической неизбежностью им сопутствующие: на литературной карте нашей стали проступать контуры отдельных направлений и течений, порожденных современными эстетическими потребностями и одновременно опирающихся на крупные художественные традиции отечественной литературы (речь идет в первую очередь о деревенской прозе, какую бы лирическую или социально-аналитическую окраску она ни принимала2, или, скажем, о военной литературе в ее «солдатском» и «широкопанорамном» вариантах3…).

Одним словом, чем дальше, тем больше литература обнаруживает целостную динамику происходящих в ней процессов художественного развитая, и, конечно же, понять эту противоречивую целостность, «многоярусность» слагающих ее явлений, разнообразие движущих сил гораздо труднее, нежели заниматься привычным рассмотрением отдельных художественных фактов в их сумме. Не случайно, обозначив три «основных уровня» критической деятельности – «критик – книга», «критик – автор» и «критик – литературный процесс», – Ю. Суровцев указывает на особую сложность работы именно в последней области и на особые задачи, которые она на литературно-критическое сознание возлагает4.

Представление о литературном процессе складывается в русской науке о литературе еще в первых десятилетиях прошлого века. Появление целой системы литературоведческих дефиниций («период», «эпоха», «школа», «литературное направление» и т. п.), относящихся к этому времени, зафиксировало глубинную связь возникающей науки о литературе с идеями художественного развития и преемственности. «…Наука о литературе становится в полном смысле наукой, – пишет А. Курилов, – когда возникает возможность познавать литературу не статично в ее поэтических родах и видах, а в движении, в ее непрерывном развитии. И возможность эта возникает только тогда, когда вырабатываются представления и понятия о сущности литературного движения, понятия, которые затем становятся инструментом этого движения» 5.

Наиболее органично и полно концепция литературного процесса реализуется, конечно, в истории литературы, которая вне идеи развития превращается просто в механическую инвентаризацию фактов и явлений. При всех издержках культурно-исторической школы, формулировку задачи истории литературы, предваряющую последний, четвертый том пыпинского фундаментального труда, можно считать классической: «…Установить явления литературы в последовательности их исторического развития, в их внутренних соотношениях и в их связи с событиями жизни государства, народа и общества» 6. Однако история литературы мыслит в категориях литературного процесса, если так можно по отношению к ней выразиться, эмпирически. Само же учение о литературном процессе как об основных принципах и закономерностях литературного развития – сфера теории, где такое учение, как пишет А. Бушмин, составляет один из трех ее «главных разделов» 7. С этим разделом тем не менее у теории создались достаточно парадоксальные отношения. Термина «литературный процесс» мы не найдем ни в литературных энциклопедиях, ни в наших специальных терминологических словарях, а существующие учебные пособия, индивидуальные монографии и коллективные труды по теории литературы до сих пор рассматривают скорее отдельные слагаемые этого понятия, нежели его целостную специфичность. Нельзя не согласиться с Е. Купреяновой: общее положение дел в данной области теории фактически превращает понятие «литературный процесс» в «методологическую фикцию» 8.

В известной степени подобное положение, конечно, объясняется самим объемом термина. Вот как определяет его Е. Купреянова: «Понятием литературный процесс интегрируются основополагающие, историко-материалистические принципы теории и методологии нашей филологической науки. Тем самым оно представляет собой наиболее общую фундаментальную литературоведческую категорию, над которой надстраиваются и через которую только и могут быть определены такие группы или ряды историко-литературных понятий, как направление, течение, метод, стиль – с одной стороны, и эпоха, этап, период литературного развития – с другой» 9. Вряд ли, конечно, возможно в какой-либо отдельной работе проследить, как понятие «литературный процесс», да еще взятое в его историко-литературной конкретности (например, «современный литературный процесс») интегрируется литературоведением и критикой во всех названных направлениях. И не только в силу их всеохватности, но и потому, что текущий, еще не устоявшийся, не апробированный временем материал вообще плохо поддается теоретической квалификации, и тут ножницы между критикой и литературоведением до сих пор особенно велики. Остановимся сейчас лишь на вопросе о том, какие возможности и проблемы влечет за собой само освоение или недооценка этого понятия сегодняшней литературно-критической мыслью, имея в виду отдельные методологические и практические аспекты данной темы, чрезвычайно обширной и многосторонней.

 

* * *

Естественно, что составить объемную картину литературного процесса какого бы то ни было периода или эпохи возможно только в том случае, если будут учтены и его «вертикальные», и «горизонтальные» сечения. «Вертикаль» историко-литературного процесса, по верному замечанию Н. Грозновой, образуют его преемственные связи10. Преемственные связи в современной советской литературе – это предмет отдельного обширного исследования, и мы не будем ими здесь заниматься, тем более что пока по отношению к вопросам преемственности вообще «количественно преобладают» работы, «компрометирующие важную проблему» 11. Что же касается «горизонтали», то речь должна, вероятно, в первую очередь идти о неоднородном, «многоэтажном» характере эстетической структуры литературного процесса, о наличии здесь разных художественных рядов. Подобная неоднородность издавна ставит критику и литературоведение, в их обращенности к текущей литературе, перед немалыми теоретико-методологическими трудностями, как только речь заходит о необходимости сопоставительной оценки тех или иных конкретных художественных явлений.

В наиболее общем плане литературный процесс состоит из той малой доли литературной продукции, которая выдержит испытание временем и будет впоследствии выступать от имени данного историко-литературного периода, и остальной литературы, «литературного потока». По справедливой мысли Г. Бакланова, «литературу движут не все вместе, а кто-то один, кто-то другой…» 12. Возникает, правда, сакраментальный для современников вопрос: кто этот «один», кто – «другой»и кто – «все вместе»? Ведь за первым художественным рядом следуют второй и третий, с профессиональной в высоком смысле этого слова литературой соседствует просто умелая ремесленная беллетристика, а еще ниже подчас располагается та псевдолитература, которую выразительно аттестовал Р. Фокс, заметив об одном известном английском критике: «…К счастью для нас, его занимательные статьи куда больше говорят нам о нем самом, нежели о том убогом сырье, которое с грехом пополам обеспечивает мистеру Конноли хлеб насущный» 13. Вместе с тем художественные ряды не имеют абсолютного значения, зависят от заданной самим литературным процессом верхней точки отсчета. Для русской поэзии первой половины XIX века Тютчев и Баратынский были (страшно сказать!)… поэтами второго ряда, ту же роль во второй половине века играл Фет! Чехов, начинавший в пору беспредельного художественного могущества Л. Толстого, никак не мог быть равновелик ему в сознании современников, а среди широкой читающей публики пользовался меньшей популярностью, чем плодовитый и поверхностный Потапенко. Сегодня же фигуры Л. Толстого, Достоевского и Чехова уже выглядят соперничающими в своем влиянии на литературу XX века.

Изучение литературного процесса во всей его художественной пестроте и многослойности входит в давнюю и принципиально важную традицию отечественной критики и литературоведения. Стоит вспомнить высказывание Пушкина: «Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных» 14. Во многом совпадает с пушкинской и проясняет ее позиция Белинского. Известны его высокая эстетическая требовательность и художественный вкус, но вот каким теоретическим рассуждением о литературном процессе, о парадоксальной диалектике художественного развития предваряет великий критик свою статью, рассматривающую творчество Марлинского: «…Такие люди, как Сумароков, Херасков и Петров, достойны уважительного внимания и даже изучения, как лица исторические… Нет успеха, который был бы незаслуженным; нет авторитета, который бы не основывался на силе… Они приготовили Державину читателей, публику, которая бессознательно, но скоро поняла, что он выше их…» 15.

Подобная позиция, как будто бы явно игнорирующая иерархию художественных ценностей и доведенная до края культурно-исторической школой, отвечала, однако, многим интересам историко-литературного изучения и имела с точки зрения общеэстетической теории достаточно серьезные основания. Много позже ее очертания повторятся – в разном контексте – и у «социологов», и у «формалистов» (берем в данном случае эти слова в кавычки не случайно, ибо и от тех и от других концепция «рядов» литературного процесса потребовала серьезной корректировки прежних взглядов).

Свою книгу «У истоков русского реального романа» В. Переверзев предварял следующими соображениями: «…Чтобы исторически осмыслить романы Толстого, например, или Достоевского, необходимо познать ранние, незрелые формы жанра… Мир уже не читаемых больше произведений, мир забытых писателей… Неинтересный больше в литературно-читательском смысле, этот мир литературно онемевших окаменелостей представляет огромный интерес с историко-литературной точки зрения» 16. Рассматривая, в частности, давно «онемевшую» прозу В. Нарежного и А. Вельтмана, исследователь делал вывод, что «своей литературной работой, своими творческими исканиями они подготовили почву для рождения классических творений нашей художественной литературы» 17. Чтобы увидеть эстетические взаимосвязи разных «рядов» литературного процесса в их исторической последовательности и преемственности, надо было отказаться от такой интерпретации литературы, при которой диалектическое развитие творческой индивидуальности подменялось своего рода социальной метафизикой (и Переверзев, как видим, это делает). С другой стороны, эта задача была несовместима и с идеалистической диалектикой формализма, сводившей художественную эволюцию в литературном процессе к некоему самопроизвольному развитию форм. Так, например, у Ю. Тынянова, отходившего от формализма, учение о системности и эволюции литературы было прямо связано с расширением взгляда на иерархию ценностей в литературном процессе, с пониманием правомерности разных художественных уровней его. «Построение… замкнутого литературного ряда… наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполноту, – утверждал теперь Тынянов. – Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид «истории генералов» 18.

В отличие от точных наук, гуманитарная сфера знаний не дает окончательных ответов и не «закрывает» вопросов, порой приобретающих здесь вечный характер. К числу таких вечных вопросов безусловно относится и вопрос о соотношении социологических и эстетических критериев в критике, прямо связанный с концепцией «рядов» и «уровней» литературного процесса. Сегодня дискуссионное обсуждение этого вопроса вновь заметно обострилось, благодаря усилившемуся отталкиванию критической мысли от прямолинейно-социологического подхода к искусству, причем подобное отталкивание чревато своими крайностями. Так, например, в предисловии к книге «Час выбора» И. Золотусский резко противопоставляет «социологической критике»»эстетическую». Поначалу, правда, кажегся, что автор объективен по отношению к обеим формам критической деятельности: эстетический критик выбирает высококачественный текст, критик-социолог выбирает актуальную тему, а «выбор в критике уже талант». Но затем совершается незаметная подмена, в результате которой критик-социолог предстает уже в обличье «вульгарного критика». Теперь перед нами вместо чуткости к «нуждам момента» – «слепота и глухота» к тексту, «шаткие основы полу-литературы». «Можно понять социолога, который, пользуясь плохой книгой, говорит нечто о жизни», но эстетическому критику «бедный текст, неполноценный текст не может дать… достойной пищи» 19, – пишет И. Золотусский.

Накапливающееся у критика, погруженного в поток текущей литературы, раздражение против плохих книг вполне понятно, но сама методологическая проблема (а она сформулирована именно как методологическая!) в приведенном высказывании явно упрощена. Прежде всего возникает вопрос, имеет ли автор в виду под «бедным… неполноценным текстом»нечто противостоящее литературе, находящееся за ее пределами или те разные «этажи» литературного процесса, о которых мы уже говорили и которые тоже есть – литература. В первом случае вряд ли и критик-социолог найдет здесь для себя пищу. Во втором – на этом художественном материале может успешно работать и эстетическая и социологическая критика.

Далее встает достаточно серьезный вопрос о самих принципах разделения этих видов критики. Предлагаемые И. Золотусским кажутся весьма спорными: «Критик-публицист работает, прежде всего, на смысле, на содержании. Он извлекает их, часто минуя форму. Другой пишет критику эстетическую, для него все заключено в тексте» 8. Противопоставление имело бы свою логику, если бы утверждалось, что критика эстетическая соответственно «минует содержание», но ведь автор говорит вовсе не о формализме. Миновать содержание вряд ли в таком случае возможно, как, впрочем, вряд ли возможно миновать и форму. «Должен признаться, что я не понимаю, что это означает, – саркастически заметил как-то по поводу изучения формы в отрыве от содержания В. Пропп, – не знаю, как это реально понять, приложить к материалу. Может быть, я бы это понял, если бы я знал, где в художественном произведении искать форму и где содержание…» 20 Иное дело, что можно не писать о форме специально, сосредоточившись на содержании и как бы «опуская» (но не минуя!) стадию предварительного эстетического восприятия и оценки текста, держа ее в уме. Та высочайшего класса социологическая история литературы и социологическая критика, возможности которой были продемонстрированы в работах культурно-исторической школы или в творчестве революционных демократов, по существу именно так всегда и поступала. Было бы крайне наивным предполагать, что социологические аспекты возникали здесь в результате отсутствия нормальных эстетических реакций, недостатка художественного вкуса. Нет, сама категория эстетического, оборачиваясь своей социальной стороной, все же запечатлевалась в структуре критического анализа, не вызывающего у читателя сомнений в том, что речь идет о художественном произведении, а не просто о сумме социально-исторических фактов, оформленных в чисто «содержательную» конструкцию.

Категории социологического и эстетического не противостоят друг другу и в лучших образцах современной советской критики. Такой чуткий к художественным достоинствам литературы критик, как А. Макаров, тем не менее настаивал: «Очень важен разговор о второстепенных писателях. Отнюдь не преувеличивая их сегодняшнего значения и художественной силы таланта, все же нельзя не видеть, что именно им нередко выпадала роль «первооткрывателей» и их произведения… отображали действительность в ее… неповторимой конкретности» 21. Всегда интересуясь миром художественной индивидуальности и сферой поэтики, В. Турбин, однако, замечает: «Мы стали осторожны, стали исследовательски застенчивы: часто ли встретишь прямые, жесткие социологические дефиниции? Конечно, компрометировались они безжалостно, многократно, но все-таки без них в принципе, как бы то ни было, невозможно» 22. Да и сам И. Золотусский, явно не склонный считать себя критиком-социологом, обращаясь в первых двух главах своей книги к современному литературному процессу, к конкретным его именам и явлениям («Привычному делу» В. Белова, «Живому» Б. Можаева, «Белому пароходу» Ч. Айтматова, повестям Ю. Трифонова, В. Тендрякова и др.), сплошь и рядом дает им бесспорно социологические по своему общему звучанию характеристики.

Возникает и еще один вопрос: вправе ли вообще критика быть столь избирательной по отношению к текущему литературному процессу, как того требует И. Золотусский, – и этот вопрос упирается не только в проблему разных художественных «рядов», для дифференциации которых современники еще не располагают всей полнотой объективных данных, но и во множество иных трудностей. Существует, скажем, феномен читательского, зрительского успеха, вызванного потребностями момента и отнюдь не всегда предопределенного высокими достоинствами произведения; существует сознательная авторская установка на социальную эффективность произведения (утверждал же А. Гельман в беседе с критиком Л. Коробковым, что написал «Премию» и «Обратную связь»»не для вечности, а исключительно для того, чтобы затронутые в этих фильмах и спектаклях конфликты, противоречия, проблемы как можно скорее ушли в прошлое» 23), установка, дающая тем не менее и художественный эффект; существует, наконец, попросту та реальность современной художественной практики, за пределы которой критика не может выйти, как не могут выйти за пределы предлагаемой им литературы театр и кинематограф. Любопытный диалог, затронувший эту тему, состоялся однажды между О. Ефремовым и театральным критиком Н. Крымовой. Говоря о репертуаре, качестве пьес, Н. Крымова предъявила к текущей драматургии серьезные эстетические претензии, однако О. Ефремов, согласившись с тем, что «желаемой гармонии общественного, психологического, художественного мы еще не достигли ни в пьесах, ни в спектаклях», твердо встал на точку зрения разумного компромисса: «…Надо дорожить авторами, хоть какой-то своей стороной близкими эстетике Художественного театра… Ценить в А. Гельмане смелое вмешательство в социально-экономическую сферу жизни, любить в М. Рощине и А. Соколовой их психологический дар. Дорожить, ценить, поддерживать, приучать к ним зрителей, а не указывать, торопясь, на изъяны». И более того, несмотря на очевидное несогласие Н. Крымовой, что «это тоже из области эстетики», включил в эстетические традиции МХАТа сугубо, казалось бы, социальную, идеологическую программу; «Демократизм. Постижение общественного в индивидуальном. Умение нащупать болевую точку в социальном явлении и исследовать ее корни…» 24

Есть в этой проблеме и иные стороны. Нельзя не учитывать, например, что сам уровень критики связан с художественным уровнем ее объекта достаточно сложным, опосредствованным способом. Конечно, полноценный текст дает эстетическому анализу несравненно больше возможностей, чем «бедный», но ведь критика занята вовсе не одним только разбором художественных достоинств. С этой точки зрения высокие образцы социологической критики, без которых кажется немыслимой и сама история отечественной литературы, до сих пор еще не превзойдены. И нынешняя эстетическая критика подчас явно подменяет в своей полемике одних оппонентов другими, ибо спорит не с подлинными социологами, а с современным «социологическим эпигонством», не имеющим никакой методологии и попросту воспринимающим литературу как внехудожественную информацию о жизни. Думается также, что работа по осмыслению текущего литературного процесса вообще требует от критики и литературоведения более открытого, то есть учитывающего всю совокупность моментов развития, незавершенности, взаимосвязей, а также менее категоричного в окончательных решениях и приговорах подхода к конкретным литературным явлениям и фактам, нежели тот, с которым нам приходится часто сталкиваться.

Речь, разумеется, идет не об эстетической всеядности и нетребовательности, но, уж во всяком случае, об ориентации тех или иных оценок на опыт, предостерегающий от скоропалительных выводов. Опыт такого рода накоплен и современным литературным периодом. На протяжении двух последних десятилетий мы могли, например, наблюдать, как менялось отношение критики к той художественной ветви литературы военной темы, которую подчас обвиняли в снижении реализма до уровня «окопной правды», и как эта правда утвердила себя в конце концов в качестве крупного художественного завоевания современности, корнями уходящего в нравственно-гуманистические традиции русской классики {высокий смысл «окопной правды» и ее традиционность для отечественной словесности выразительно показал в книге о творчестве В. Быкова И. Дедков25). На наших глазах прояснила свои задачи и актуальность деревенская проза, чьи масштабные раздумья о народной истории, национальном характере и судьбах культуры были поняты критикой отнюдь не сразу. Даже производственная тема обнаружила новые силы и возможности как-то вдруг (имею в виду прежде всего драматургию и кинодраматургию), причем поначалу в самом, казалось бы, эстетически нежизнеспособном, чисто производственном своем варианте… Что же касается отдельных творческих биографий, то в них все и всегда полно неожиданностей: писатель движется вместе с литературой, меняется, меняет свое место в литературном процессе. Сразу и цельно сложившихся художников, подобных, скажем, В. Шукшину («Ощущение такое, словно он, явившись, сразу же выложил все свое богатство, и более уже не прибавлял» 26, – несколько заостряя эту его особенность, пишет Л. Аннинский), в современной литературе очень мало, но ведь и фигура Шукшина стала вырисовываться во весь свой рост только в последние годы, после его смерти27. А кто бы «вычислил» Ч. Айтматова – автора «Буранного полустанка» даже по такой прекрасной повести, как «Джамиля», не говоря уже о его рассказах 50-х годов? Или В. Катаева периода «Травы забвенья» и «Алмазного венца» – по  известному циклу романов и повестей «Волны Черного моря»?

Путь ищущего, неудовлетворенного достигнутым художника сложен, извилист: здесь есть свои подъемы, спуски, ответвления. Современный литературный процесс – это Ю. Бондарев таких далеко отстоящих друг от друга произведений, как «Горячий снег» и «Выбор», С. Залыгин «Южноамериканского варианта» и «Комиссии», А. Рыбаков «Кроша» и «Тяжелого песка». Современный литературный процесс – это как будто бы разной рукой написанные «Привычное дело» и «Воспитание по доктору Споку» В.

  1. См.: Г. Сивоконь….Всякий ценен не сам по себе. – «Литературная газета», 9 декабря 1981 года.[]
  2. См.: Ф. Кузнецов. Самая кровная связь, М., «Просвещение», 1977, с. 4.[]
  3. См.: А. Адамович. Не хутор, но мир. – «Литературная газета», 7 октября 1981 года.[]
  4. См.: «Литературное обозрение», 1982, N 1, с. 5 – 6, 8.[]
  5. «Возникновение русской науки о литературе», М., «Наука», 1975, с. 263.[]
  6. А. Н. Пыпин. История русской литературы, т. 4, СПб., 1899, с. III.[]
  7. »Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения». Под ред. А. Бушмина, Л., «Наука», 1974, с. 3. []
  8. Там же, с. 5.[][]
  9. Там же.[]
  10. См. в кн.: «Классическое наследие и современность», Л., «Наука», 1981, с. 269.[]
  11. А. Бушмин. Преемственность в развитии литературы, Л., «Художественная литература», 1978, с. 94.[]
  12. Г. Бакланов. О нашем призвании, М., «Советская Россия», 1972, с. 106.[]
  13. Р. Фокс. Роман и народ, М., Гослитиздат, 1960, с. 50.[]
  14. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11, М. – Л., Изд. АН СССР, 1949, с. 89.[]
  15. В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. IV, М., Изд. АН СССР, 1954, с. 27.[]
  16. В. Ф. Переверзев. У истоков русского реального романа, М., ГИХЛ, 1927, с. 4.[]
  17. В. Ф. Переверзев. У истоков русского реального романа, с. 79.[]
  18. Ю. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино, М., «Наука», 1977, с. 270.[]
  19. Игорь Золотусский. Час выбора, М., «Современник», 1976, с. 6 – 7[]
  20. В. Я. Пропп. Фольклор и действительность, М., «Наука», 1976, с. 146.[]
  21. Александр Макаров. Литературно-критические работы в двух томах, т. 2. М., «Художественная литература», 1982, с. 373.[]
  22. «Новый мир», 1979, N 8, с. 243.[]
  23. »Литературная газета», 15 марта 1978 года. []
  24. »Литературная газета», 30 августа 1978 года. []
  25. См.: И. Дедков, Василь Быков. М., «Советский писатель», 1980.[]
  26. Л. Аннинский. Тридцатые – семидесятые, М., «Современник», 1977, с. 229.[]
  27. В данном случае, как и в складывающейся на наших глазах посмертной судьбе Ю. Трифонова, происходит ускоренное подведение исторических итогов, которые, конечно, еще будут корректироваться временем, но уже исходят из гораздо более крупного, нежели в прижизненных оценках, масштаба[]

Цитировать

Ковский, В. В масштабе целого / В. Ковский // Вопросы литературы. - 1982 - №10. - C. 70-109
Копировать