Временно отвлекшись…
Меня захватила заманчивая идея моего оппонента М. Чудаковой: при анализе произведения, адресованного детям, «временно отвлечься от мыслей о «специфике» и «особенностях детского восприятия» и говорить о природе художественного эффекта, о некоторой общей для всех читателей основе верно замеченной «иллюзии» 1. Не ждут ли и впрямь на этом пути новые наблюдения и находки? Не откладывая дела, я решил отвлечься.
ВЕЧЕРНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА И ЕГО ГЕРОЕВ
Уже название произведения «А что у вас?» вводит читателя в круг так называемых «проклятых» или «вечных» вопросов мировой литературы: «Кто виноват?», «Что делать?», «Кем быть?» и вообще «Быть или не быть?» Впоследствии Феликс Кузнецов повернет этот вопрос новой гранью: «Каким быть?» Пока же автор, вовлекая в обсуждение целый коллектив, спрашивает недвусмысленно: «А что у вас?»
Любопытно начало, рисующее разобщенность участников предстоящей дискуссии:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Общее состояние персонажей напоминает известные строки Гавриила Державина:
Ну, словом, тот хотел арбуза,
А тот соленых огурцов.
Оборот «на лавочке» тонко вводит примету времени: не «в лавочке», как купчик прошлого, а именно «на лавочке», как простой советский школьник.
Фольклорные ассоциации начинаются со слов:
- См.: М. Чудакова, Наука о литературе или «детское литературоведение»? «Вопросы литературы», 1964, N 11.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.