№8, 1965/В шутку и всерьез

Временно отвлекшись…

Меня захватила заманчивая идея моего оппонента М. Чудаковой: при анализе произведения, адресованного детям, «временно отвлечься от мыслей о «специфике» и «особенностях детского восприятия» и говорить о природе художественного эффекта, о некоторой общей для всех читателей основе верно замеченной «иллюзии» 1. Не ждут ли и впрямь на этом пути новые наблюдения и находки? Не откладывая дела, я решил отвлечься.

ВЕЧЕРНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА И ЕГО ГЕРОЕВ

Уже название произведения «А что у вас?» вводит читателя в круг так называемых «проклятых» или «вечных» вопросов мировой литературы: «Кто виноват?», «Что делать?», «Кем быть?» и вообще «Быть или не быть?» Впоследствии Феликс Кузнецов повернет этот вопрос новой гранью: «Каким быть?» Пока же автор, вовлекая в обсуждение целый коллектив, спрашивает недвусмысленно: «А что у вас?»

Любопытно начало, рисующее разобщенность участников предстоящей дискуссии:

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Общее состояние персонажей напоминает известные строки Гавриила Державина:

Ну, словом, тот хотел арбуза,

А тот соленых огурцов.

Оборот «на лавочке» тонко вводит примету времени: не «в лавочке», как купчик прошлого, а именно «на лавочке», как простой советский школьник.

Фольклорные ассоциации начинаются со слов:

  1. См.: М. Чудакова, Наука о литературе или «детское литературоведение»? «Вопросы литературы», 1964, N 11.[]

Цитировать

Лейбсон, В. Временно отвлекшись… / В. Лейбсон // Вопросы литературы. - 1965 - №8. - C. 234-236
Копировать