№10, 1981/Литературная жизнь

Возвращение к Александру Грину

По правде сказать, имя Грина никогда не пребывало в безвестности: первое собрание сочинений стало выходить еще при его жизни (хотя так и не вышло полностью), а критики сопровождали появление каждой его книги множеством откликов (хотя преобладали среди них недоуменные или раздраженные). Литературная судьба писателя длительное время определялась этими двумя «пересекающимися параллельными»: известностью и неприятием. Высокая оценка, данная творчеству Грина в 20- 30-х годах такими художниками, как Горький, Тихонов, Олеша, Паустовский, Шагинян, Багрицкий, по существу не меняла положения. С середины 40-х по середину 50-х годов слава Грина пошла на убыль, его постепенно перестали издавать, а непонимание достигло своего пика в тот момент, когда была взята на вооружение и сильно подновлена еще дореволюционного производства легенда об «иностранце русской литературы»…

О принципиальной перемене отношения к творчеству Грина и подлинно всенародной популярности его произведений можно с уверенностью говорить лишь применительно к двум последним десятилетиям, причем парадоксальность гриновской судьбы сказалась и тут – вокруг его имени возник настоящий бум. Я имею в виду сознательную романтизацию и приукрашивание биографии; бесконечное количество изданий, сопровождающихся и публикацией любых – подчас заслуженно забытых – вещей; как правило, неудачные экранизации; олова «Алые паруса», неоновым светом вспыхивающие почему-то чаще всего над предприятиями общественного питания, я даже выпущенный под этим названием в Николаеве «крем увлажняющий для любой кожи».

Широко отмечавшееся в августе 1980 года 100-летие со дня рождения Грина в чем-то, к сожалению, этот бум подхлестнуло, и вот уже в совсем свежей, что называется, прямо к дате написанной пьесе К. Кудиевского «До встречи в грядущем» предстал перед нами вполне олеографический, почти причисленный к лику святых Грин, на протяжении двух действий ведущий нравоучительные разговоры со своими персонажами (однажды в ремарке он даже появляется, «взявшись за руки» с Фрези Грант) и с завидной непринужденностью объединяющий в своих огромных монологах поэтические откровения гриновской прозы с газетным пафосом драматурга: «…Не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?.. Почему же литератору не писать об этом? Веками человек думал только о хлебе, у него не было времени постигнуть духовные богатства… Я хочу обратить взор читателя к этим богатствам» и т. п. (Подчеркнуто мной. – В. К.) Право же, следующая после такого «монтажного» монолога ремарка: «В глубине сцены раздается смех» – имеет полные основания: можно не сомневаться, что смех раздастся и в зале.

Трудно избавиться от мысли, что все это – по поводу какого-то другого Грина, что читательская любовь и громкая слава тоже не гарантируют непременного понимания и такта…

Конечно, проза Грина нередко провоцирует «поверхностный энтузиазм»: она слишком захватывает фабульной конструкцией; избыточно «роскошна» в экзотических описаниях; слишком откровенна в своей апелляции к читательским эмоциям; слишком размыта в границах между драматизмом и мелодраматизмом. Однако чаще всего Грин попросту обводит нас вокруг пальца, скрывая под маской авантюрно-приключенческого жанра и безошибочностью эмоционального удара высокую художественную мысль, сложную концепцию личности, разветвленную систему связей с окружающей действительностью (и прежде всего действительностью современной писателю культуры).

Ныне в «литературоведении и критике очень многое сделано и делается, чтобы показать читателю подлинного и все еще недостаточно известного нам Грина. Когда я в 1966 – 1967 годах писал первую книгу и первую в нашем литературоведении диссертацию о творчестве Грина, это было сопряжено с немалыми трудностями и сомнениями. На сегодняшний день мне известны еще пять книг (из них одна – Н.

Цитировать

Ковский, В. Возвращение к Александру Грину / В. Ковский // Вопросы литературы. - 1981 - №10. - C. 45-81
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке