№3, 1969/На темы современности

Воздух традиций

Ленинград, особенно его улицы, настраивает на волну культурно-исторической традиции. Таков характер города, свойство его души.

Прогулки по страницам «Звезды» то и дело разрушают это чувство, хотя его отсвет ложится и на журнал.

Хороши, на мой взгляд, те разделы «Звезды», которые отводятся литературным публикациям, воспоминаниям, письмам. Живые голоса Блока и Леонида Андреева, Ахматовой и Маяковского, Зощенко и Гитовича придают журналу некоторые черты неповторимого характера.

В отдельных поэтических циклах продолжает жить высокая культура ленинградской поэзии. Об удачах прозы, с несколько преувеличенным оптимизмом, говорил И. Гринберг.

Но связи часто рвутся. Традиция не подкрепляется живым голосом современности. Египетские ночи фараона Эхнатона имеют слишком мало общего с «Египетскими ночами» Пушкина, родоначальника ленинградской прозы.

Я несколько утрирую, но лишь для того, чтобы мысль выразилась резче, пластичнее.

В принципе у каждого журнала есть два пути: быть одним из многих или быть самим собой. «Звезда» – ленинградский журнал, и он мог бы поактивней поискать свое выражение, свой почерк именно как питерский, ленинградский. На пересечении традиций русской классической культуры и современности.

Попутно напомню, что в Ленинграде есть альманах «Молодой Ленинград», редактируемый Верой Кетлинской. Такого ежегодника нет ни в одном городе Советского Союза. При всех спорных моментах он стал частью духовной культуры современного Ленинграда. В лучших его публикациях ощущаешь активное стремление молодой прозы и поэзии понять себя как естественное продолжение и развитие ленинградских литературных и общественных традиций.

Я не хочу противопоставлять журнал альманаху. Я хочу, чтобы «Звезду» активно читали не только тогда, когда там печатается Агата Кристи.

Это несколько замечаний предварительного характера. Они имеют прямое отношение к критическому разделу «Звезды», о котором, собственно, и речь.

Стало общим местом провозглашать ту истину, что критика журнала определяет его направление, его общественно-эстетические позиции.

С точки зрения этой максималистской, но верной по существу формулы, характер «Звезды» мне представляется неясным, расплывчатым.

Иногда кажется, что такое отсутствие определенности – тоже позиция и исходит от сознательного желания не вмешиваться в литературные споры и дискуссии, которые затевают другие, и тем более самим не заводить разговор на острые, жизненно важные темы.

Нельзя сказать, что в журнале нет глубоких, интересных критических суждений. Профессионально высок общий уровень выступлений. Можно с интересом прочесть критику отдельного номера, но ее трудно читать целиком, подряд, номер за номером. Слишком ровно и успокаивающе чувствуешь себя в этом чтении. Оно укачивает.

И тогда возникает чувство протеста. Возникает не от несогласия с позицией какого-нибудь автора или статьи, а от того, что активного чувства критика «Звезды» вообще не вызывает.

У нее для этого слишком буколический характер.

Оговорюсь, речь пока не об отдельных статьях и рецензиях – о тенденции.

Перелистаем комплект журнала за прошлый год. О чем критика?

Первое, что бросается в глаза, – почти нет статей о текущей советской литературе. Современной прозе, ее проблемам прямо посвящены лишь два выступления – статья о рассказах Э. Шубина (N 9) и «Вечерние думы» Б. Бурсова (N 8). Косвенно к статьям о современной прозе можно причислить заметки Л. Фоменко о новеллах С. Воронина (N 1) и выступление А. Хватова «Духовный мир человека и координаты времени» (N 4). Впрочем, последняя работа имеет скорее историко-литературоведческий, нежели критический облик.

За это же время «Звезда» не опубликовала ни одной статьи о современной советской поэзии.

Гораздо уверенней чувствуют себя в журнале история и теория литературы. Я прочел содержательную, хотя и несколько конспективную, статью А. Нинова «Настало время нужды в героическом…»- о советском рассказе 20 – 30-х годов (N 6), работу Г. Куницына «Политика как объективный фактор художественного творчества» (N 7), статью Н. Власова «Мировоззрение и творчество» (N 2). Есть и еще историко-литературные и чисто теоретические материалы.

Разумеется, они разного научного качества и написаны с разной степенью литературной одаренности. Не буду подробно анализировать это направление в деятельности журнала, скажу только, что теоретические статьи «Звезды» почти не опираются на современную советскую литературу.

Цитировать

Сидоров, Е. Воздух традиций / Е. Сидоров // Вопросы литературы. - 1969 - №3. - C. 54-57
Копировать