№9, 1969/Литературная жизнь

Вологодская конференция литературоведов

Трудно было предположить, листая программу II межвузовской конференции литературоведов, намеченной на 21 – 24 мая 1969 года в Вологде, что ее инициаторам удастся выполнить непосильную, казалось, задачу: заслушать свыше ста докладов, сконцентрированных вокруг темы: «Проблемы реализма в русской и зарубежной литературе (Метод и мастерство)».

Но конференция состоялась, и на ней было прочитано около 130 докладов; ее работа развивалась соответственно строго намеченному плану: два пленарных заседания (в начале и конце) и работа секций, объединивших специалистов по фольклору, древнерусской литературе и русской литературе XVIII века (руководители Т. Акимова в А. Позднеев), исследователей литературы XIX века (руководители Б. Корман и Б. Егоров), докладчиков по русской литературе XX века (руководители В. Кулешов, М. Левченко); около 30 докладов было выслушано на секциях советской литературы (руководители В. Гура и Е. Озмитель), и, наконец, работала секции английской и американской литератур (руководители Н. Михальская и Ю. Ковалев), секция французской литературы (руководителе О. Шайтанов) и секция, объединившая доклады по немецкой, швейцарской и чешской литературам (под руководством Б. Пуришева).

Располагающая к дружной работе атмосфера конференции во многом, конечно, была создана усилиями хозяев – вологодцев, работников местного педагогического института во главе с В. Гурой. На нее наложило свою печать и содружество профессуры с молодежью, которое проявилось в приезде на конференцию Б. Пурятева со своими аспирантами и которое дало основание сказать фольклористам, что в работе конференции приняло участие три их поколения.

Однако были и более глубокие причины того взаимного интереса, который обнаруживал себя и в активности прений после докладов, и в стремлении присутствовать на заседаниях других секций, где обсуждался далекий, казалось бы, материал, и который особенно остро дал себя знать в требовании повторного произнесения Б. Корманом доклада «Конфликт и развитие действия в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Причины эти, вероятно, коренились в том ощутимом сдвиге в литературоведении, который произошел в последние годы.

Уже первые доклады на пленарном заседании: «В. И. Ленин о познании и проблема творческой активности писателя» (А. Бушмин, Ленинград), «Основные этапы развития реализма в русской литературе» (У. Фохт, Москва), «Тип творчества, художественный метод, стиль. К вопросу о разграничении понятий» (Н. Гуляев, Казань) – предвосхитили основные направления работы конференции (общетеоретические и философские проблемы, связанные с реалистическим методом; его историческое движение, осмысленное типологически; его взаимосвязь с другими методами, в частности с романтизмом).

Общетеоретическая проблематика действительно составила один из самых важных узлов в работе конференции: много споров вызвал доклад В. Курилова (Ростов-на-Дону) – «Метод и стиль как художественные категории»; с интересом были заслушаны участниками секции фольклора доклады Т. Акимовой (Саратов) – «На путях к реализму» (о художественном методе фольклора) и Б. Путилова (Ленинград) – «Эпическое сознание и эмпирическая достоверность»; роли социальных эмоций в становлении метода социалистического реализма был посвящен доклад Ю. Андреева (Ленинград) – «Некоторые проблемы становления социалистического реализма в свете ленинской теории отражения». Однако не менее знаменательно то, что произошло на одном из заседаний секции литературы XIX века, где, кроме уже упомянутых докладов Б. Кормана и В. Курилова, был также заслушан доклад Е. Соллертинского «Теория и практика русского романа конца XVIII – начала XIX века», – историко-литературная секция превратилась в теоретическое совещание, а теория как бы опустилась из сферы абстракции в поле историко-литературных фактов. Предметом разговора стала теория и практика литературы. Вот это стремление исследователей решать теоретические вопросы, опираясь на тщательно изученный и широкий историко-литературный материал, эта тенденция к выявлению закономерностей литературного развития стала самой характерной особенностью конференции.

Не претендуя на абсолютную теоретическую законченность суждений, Н. Михальская (Москва) в докладе ^Своеобразие творческого метода Э. -М. Форстера» затронула проблему отношений реализма и модернизма;

Цитировать

Белая, Г. Вологодская конференция литературоведов / Г. Белая // Вопросы литературы. - 1969 - №9. - C. 247-250
Копировать