Зрелость и мастерство
Кенетбек Асаналиев, Открытие человека современности. Заметки о творчестве Чингиза Айтматова, «Кыргызстан». Фрунзе. Л, 1968, 150 стр.
Творчество Чингиза Айтматова стало достоянием широких кругов читателей не только в нашей стране, но и за ее пределами. Его повести переведены более чем на шестьдесят языков народов мира, они покорили умы и сердца миллионов читателей.
Можно ли считать случайным такой поистине «космический взлет» киргизской прозы? На этот вопрос весьма убедительно отвечает киргизский литературовед К. Асаналиев в своей книге, посвященной творчеству Чингиза Айтматова.
Исследуя путь писателя в тесном взаимодействии с развитием родной литературы, он делает вывод: «Стремительный взлет киргизского писателя является отнюдь не счастливой случайностью, а закономерным итогом больших и мучительных творческих исканий на пути к новым просторам художественного мира. В отличие от своих предшественников Чингиз Айтматов, как бы обойдя все окольные пути, пришел в художественный мир прямой дорогой. Именно поэтому так называемый «ранний» период в его творчестве был столь коротким, почти незаметным. Он учел не только высокие достижения и неудачи своих предшественников, но и вобрал в себя великий опыт русской литературы».
К. Асаналиев справедливо указывает, что на пути к зрелым произведениям у Ч. Айтматова были свои трудности, которые заметны в таких его ранних рассказах, как «Ашым», «Газетчик Дзюйо», «Сыпайчи», «Белый дождь», «Соперники», «На реке Байдамтал». В них дают еще себя знать книжные впечатления, надуманность, порой схематизм в обрисовке характеров героев.
Новая полоса в творчестве Ч.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.