№9, 1972/Обзоры и рецензии

«Вне стен буржуазного города»

Ph. Madral, Le theatre hors les murs, Seuti, Paris 1969, 254 p.

Книга театрального обозревателя «Юманите» Филиппа Мадраля «Театр вне стеи» посвящена проблемам театров рабочих окраин Парижа и событиям весны 1968 года, оставившим в их жизни глубокий след.

Сегодня уже нельзя говорить о театральной жизни Франции, ограничиваясь узким кругом «славных сцен» столицы. Движение «децентрализации», приведшее к появлению множества независимых трупп и демократизировавшее театральную структуру страны, привело к переоценке ценностей на французской сцене.

Ф. Мадраль говорит о шести театрах парижской периферии, действующих «вне стен буржуазного города» (ТЭП – Театр Восточного Парижа, Театр де ла Коммюн в Обервилье, Театр Амандье в Нантере, Театр Ромена Родлана в Виейжюифе, Театр Жерара Филипа в Сен-Дени и Театр де Сартурвиль). Эти театры выросли, как правило, из рабочих самодеятельных трупп и пользуются поддержкой местных муниципалитетов, в которых большинство составляют коммунисты. Они успешно развивают опыт ТИП и лучших драматических центров провинции. На примере их деятельности Ф. Мадраль показывает завоевания демократического театра Франции и проблемы, перед ним стоящие.

Монография Ф. Мадраля написана в документальном жанре. Здесь собраны интервью, взятые автором в феврале – июле 1968 года у руководителей названных театральных коллективов и их наиболее горячих сторонников в муниципалитетах. Текст каждого интервью дополнен историей труппы, сведениями о деятельности театра, социальном, возрастном, профессиональном составе зрителей и т. п. Итога исследования подведены в развернутом послесловии.

Условия работы пригородных театров определяются преобладанием пролетарского зрителя, политически активной аудиторией. Это ведет и к идейной общности театральных исканий «вне стен», к творческим контактам трупп «красного пояса» Парижа.

Их руководители – в большинстве случаев выходцы из трудовых слоев, участники народно-освободительных и прогрессивных молодежных движений – глубоко осознают свою социальную ответственность. Индивидуальное своеобразие художественных вкусов и сценографической манеры не препятствует единству таких режиссеров при решении главных задач театра демократического авангарда.

В беседах с Ф. Мадралем все они говорили о тяжелом положении своих театров, о правительственном на них нажиме; но главной темой интервью стали большие общественно-культурные и теоретико-эстетические вопросы.

Отправным пунктом разговора явились такие проблемы, как театральное искусство и рабочий класс, сцена и политика. Члены коммунистических муниципалитетов – участники обсуждения – призывали отказаться от свойственной кое-кому из режиссеров наивной идеализации пролетариата, как и от характерной для других недооценки его сознательности, говорили о необходимости глубоко изучить духовные запросы передовой части рабочих.

Политико-воспитательная роль театра неоспорима. Однако наиболее зрелые пригородные театры Парижа, прилагая все усилия для завоевания рабочей аудитории, отказываются от обнаженной дидактики, упрощенного «просветительства». В современную эпоху подлинно народный театр должен уметь находить новые пути воздействия на зрителя, обращаясь к его общественному сознанию.

Ги Реторе, Габриэль Гарран и другие руководители театров «красного пояса» не ограничиваются узким «увриеризмом». Они адресуют свои спектакли самым широким кругам зрителей. Но они всегда помнят: есть две Франции, две национальные культуры. Париж с его многочисленными частными театрами развлекательного направления обслуживает главным образом зажиточные слои населения. Задача периферийных театров – вырабатывать у своих посетителей «критическое видение мира», «объяснять им действительность», «объединять их вокруг прогрессивных идей», создавать «ощущение живого участия в Истории».

Первостепенное значение приобретает для них выбор репертуара. Мэр Сартурвиля Огюст Кретьен говорил о необходимости противопоставить драматургии буржуазного снобизма и «бегства от действительности» искусство высокой гражданской и человеческой морали.

Опрошенные Ф. Мадралем режиссеры обнаружили широкую историко-театральную и эстетическую эрудицию. В разговоре звучали имена Горького, Маяковского, Станиславского, Эйзенштейна, Мейерхольда, Пискатора, Брехта, О’Кейси, Вил ара; этим традициям стремятся следовать «народные» театры.

Касаясь классики, собеседники Ф. Мадраля отрицали и ее «музейную», безличную трактовку, и попытки искусственной модернизации, искажающие сущность произведений. Они высоко оцепили, подход к классике Роже Планшона (Театр де ла Сите Вийербанн в предместье Лиона), стремящегося найти в шедеврах мировой драматургии что-то созвучное демократическому зрителю наших дней и добивающегося художественной целостности и актуальности спектакля.

Передовой театр сегодняшней Франции, естественно, более всего тяготеет к современной драме. Однако его задачам отвечала накануне майских событий лишь драматургия таких авторов, как Адамов, Гатти, Планшон, Мерль, Кузен, Сезэр, Ален, Атлан и немногие другие. Поэтому в 1968 году был поднят давно волнующий театральную общественность Франции вопрос о необходимости создания «школы драматургов», которая соответствовала бы интересам демократического сектора национальной сцены. И до этого существовали уже примеры прочного творческого содружества между прогрессивными авторами и театрами; Так, Армян Гатти был тесно связан с Планшоном и с Театром Гренье де Тулуз, Жан Космос давно работает с Ги Реторе, Пьер Але пишет для Дома культуры в Бурже. Складывающаяся традиция должна развиваться.

Идейно-эстетическое кредо собеседников Мадраля прямо противоположно программе буржуазного «авангардизма» и «антитеатра». Их главная цель – демократизация национальной сцены. Ги Реторе говорил о своей верности высокому искусству Карте ля и Вилара. Другие участники «анкеты» подчеркивали важность учебы у Брехта. Пьер Дебош охарактеризовал свою позицию формулой, заимствованной у Эйзенштейна: мы – постановщики жизни.

Вместе с тем на «народной» сцене нередки и гипертрофированная «жажда новизны», а подчас и гошистские веяния. Драматурги, работающие для этой сцены, также отдают дань чрезмерной усложненности; это явственно проступает в антифашистских пьесах Армана Гатти, в драме Пьера Але о Парижской Коммуне и т. д.

Резюмируя итоги интервью, Ф. Мадраль не прошел мимо ошибок и противоречий «народного» театра, но он считает, что основные требования, выдвинутые директорами театров парижских окраин и членами местных муниципалитетов по вопросам государственного культурного бюджета, организации театрального дела в общенациональном масштабе, статута и прав «народных» театров, системы профессионального артистического образования и др., сформулированы правильно. Книга Ф. Мадраля зафиксировала важный момент истории французской демократической культуры. Перед демократическим театром Франции и сегодня стоят сложные проблемы, однако «театр вне стен» сохраняет свое значение в культурной жизни страны. Созданная в содружестве с его передовыми представителями, книга Ф. Мадраля убедительно доказывает, что именно такому театру принадлежит будущее.

г. Киев

Цитировать

Якимович, Т. «Вне стен буржуазного города» / Т. Якимович // Вопросы литературы. - 1972 - №9. - C. 223-225
Копировать