№3, 2012/Книжный разворот

Владимир Новиков. Александр Блок

Владимир Новиков. Александр Блок. М.: Молодая гвардия, 2010. 362 с.

Книге Владимира Новикова о Блоке предшествовала в серии ЖЗЛ его книга о Владимире Высоцком. Мост от Высоцкого к Блоку выглядит вполне естественно. Оба обладали предельной музыкальной восприимчивостью поэзии. Где Высоцкий — это нечто сугубо автономное, producens в максимальном своем проявлении, там Блок — поэт-синтезатор любого — и каждодневного — внешнего впечатления. Он претворял в музыку буквально все, что слышал извне, вплоть до чужих музыкально-метафизических проявлений, — чаще всего в пример приводятся многочисленные переигрывания пушкинских строк. Для Блока это насущное органическое проявление дара, тогда как Высоцкий физически вычерпывал самого себя, претворяя и повторяя собственные ритмические варианты.

Видимо, увлеченность В. Новикова музыкальными проявлениями поэтического позволяет ему уподоблять скорость замкнутому кольцу: книга о Блоке начинается и заканчивается одной и той же бинарной фразой: «Смерть пришла вовремя, но заставила поэта помучиться. Это было воскресенье» (с. 5). Путь Блока осмысляется как циклический круговорот. На втором круге восприятия — в том числе и читательского — конец связан с началом, но с каждым новым витком «событие приобретает свободный от обыденности смысл… Под знаком вечности. Под знаком смерти» (с. 7).

Следствием такого авторского восприятия становится кольцевая композиция книги, представляющей собою причудливое переплетение повествования о поэте извне его бытия, со стороны, и глубокого литературоведческого проникновения в бездну мироощущения Блока. Новикову удается постоянно соотносить внешнюю канву жизни Блока с его духом, внутренними переживаниями и поэтической самостью, не пользуясь при этом никакими приемами беллетристического украшательства ради читателя. Динамика сюжета соответствует трагедийной напряженности жизни Блока.

Авторскую методику и стратегию можно очертить, исходя из того, что, растворяясь в любом сюжетном или мыслительном understream, критикующий — неизбежно представляя собой триумвират новеллиста-биографа-оценщика — и сам отталкивается не только от личного восприятия чужой биографии, но и от ряда противоречивых и неисчерпаемых в смысловом отношении конструктов. Блок, в интерпретации Новикова, идеальный жизнестроитель, и каждое событие его жизни стремительно проецируется на его внутреннее, дисгармоничное по сути своей мироощущение.

Владимир Новиков, как мне представляется, стремится продемонстрировать в своей книге механически сложнейшее множественное пересечение биографии и поэтики, личности и приема, человеческого и сверхчеловеческого, случайного и сознательного. Проще говоря, взгляд автора качественно сопричастен Блоку — полярен, противоречив, потому ему можно верить. По той же причине хочется и оспаривать такую явную приближенность критика к поэту, приравнивающую творение к творцу.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2012

Цитировать

Комаров, К.М. Владимир Новиков. Александр Блок / К.М. Комаров // Вопросы литературы. - 2012 - №3. - C. 496-499
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке