№7, 1966/Зарубежная литература и искусство

«Вьетнам стал заботой поэтов»

В зарубежной прессе никогда нет недостатка в статьях, характеризующих состояние одной из самых значительных «отраслей» мировой литературы – американской. Осенью прошлого года английский еженедельник «Таймс литерери сапплемент» 1 опубликовал специальный выпуск, посвященный литературе США первой половины 60-х годов.

Статьи «суммарные» и «программирующие» постоянно появляются в таких крупных общественно-политических и литературных изданиях Америки, как «Сатердей ревью» и «Нью-Йорк таймс мэгэзин» 2. Безусловный интерес представляет, например, выступление известного критика Дж. -Дональда Адамса. Дональд Адамс, сорок лет (1925 – 1965) бывший литературным обозревателем «Нью-Йорк таймс бук ревью», покидая пост литературного «законодателя», опубликовал в «Сатердей ревью» 3 нечто вроде напутствия современным писателям, В его статье «Дилемма успеха» особенно явственно звучит «охранительный» тон по отношению к существующему строю.

Вначале критик делает несколько метких замечаний, касающихся пристрастия американского общества к рекламе, назойливого любопытства в отношении личной жизни знаменитостей, нападает на тех издателей, которые из коммерческих соображений печатают «посредственные» произведения. Однако Д. Адамс высказывает довольно любопытные претензии по адресу некоторых писателей, критикующих американский образ жизни. Нет, он не против «честного реализма», заявляет Д. Адамс, ведь выступил же он в поддержку «Воспоминаний женщины для радости» (эротического романа XVIII века, более известного под заглавием «Фанни Хилл»). Он даже защищал его перед цензурой, решавшей вопрос, можно ли издать книгу в США. Такой «реализм» у Д. Адамса возражений не вызывает. Но вот состояние современного романа его не удовлетворяет совершенно. По мнению Д. Адамса, нужно искусство оптимистическое, восхваляющее действительность, а писатели-реалисты рисуют ее слишком уж в мрачных тонах. Они хотят быть только «возмутителями», а не «развлекателями». Но ведь соглашались на эту роль «Шекспир, Чосер, Диккенс и Марк Твен», – утверждает Д. Адамс, не смущаясь тем фактом, что его слова не столь истинны, сколь категоричны.

Конечно, из статьи Д. Адамса вовсе не следует, что критический реализм в Америке достиг невиданного расцвета. Это не так. Еще живо идейное наследие маккартизма, который, по словам крупного литературоведа Максуэлла Гайсмара, был причиной «нравственного падения американской интеллигенции» и последовавшего за ним всепроникающего разочарования в обществе и в собственных силах, причиной роста настроений «конформизма» и «отчужденности» среди писателей.

И все-таки за последние несколько лет американская реалистическая литература достигла успехов.

  1. »The Times Literary Supplement», 25. XI. 1965. []
  2. »The New York Times Magazine», 5. XII. 1965. []
  3. »SaturdayReview», 30. I. 1965. []

Цитировать

Тугушева, М. «Вьетнам стал заботой поэтов» / М. Тугушева // Вопросы литературы. - 1966 - №7. - C. 113-115
Копировать