№2, 2012/Книжный разворот

В.Ш. Кривонос. Гоголь. Проблемы творчества и интерпретации

В. Ш. Кривонос. Гоголь. Проблемы творчества и интерпретации. Самара: СГПУ, 2009.

Характер рассмотрения гоголевского творчества в очередной монографии о нем данного исследователя таков, что читатель имеет возможность понять и оценить методологическую позицию автора, существо и направленность его интерпретационной стратегии. Первая глава книги («Мир и человек у Гоголя») предлагает взгляд на творчество писателя сквозь призму мифопоэтики и интертекстуального подхода, при этом не только не упускается из вида столь важный для истории литературы аспект, как жанровый, но он особо акцентируется. «Мифы творения», «образы хаоса», «символика места» — эти и другие понятия работают безупречно, будучи поданы с опорой на основательное знание архаической культуры.

Но более всего привлекает автора не культурный контекст, а дотошное рассмотрение собственно гоголевского текста (см., например, разделы «Пародийный модус», где интерпретируется «Повесть о капитане Копейкине», «Функции притчи», в котором предлагается освещение важных аспектов «Мертвых душ» в целом). Завершающий первую главу раздел — «Символика места» — можно истолковать и как некий итог главы, и одновременно как обозначившийся новый ракурс в исследовательской практике ученого. Позднее творчество Гоголя прежде мало занимало В. Кривоноса, хотя в отдельных статьях содержались ценные замечания о Чичикове второго тома «Мертвых душ». Здесь же он обращается к проблеме, занимавшей писателя более всего именно в 1840-е годы, — к проблеме «обретения человеком в самом себе центра и точки опоры» (с. 162).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2012

Цитировать

Аннекова, Е.И. В.Ш. Кривонос. Гоголь. Проблемы творчества и интерпретации / Е.И. Аннекова // Вопросы литературы. - 2012 - №2. - C. 484-485
Копировать