№7, 1975/Хроника

В общем строю (Московские критики на фронтах Великой Отечественной войны)

В час величайшего испытания вместе с поэтами и прозаиками, драматургами и очеркистами критики вставали в боевой строй защитников Родины, уходили в армию, на флот, в народное ополчение. Некоторые из них были направлены ГлавПУРККА во фронтовые, армейские, дивизионные, флотские газеты, в оперативные писательские группы при политуправлениях фронтов и флотов, стали военными корреспондентами центральных газет, радио, Совинформбюро, сотрудниками политуправлений. (Так прошли войну И. Андроников, и Б. Бялик, Г. Бровман и И. Козлов, Г. Корабельников и М. Кузнецов, Л. Левин и Ф. Левин, А. Тарасенков и С. Трегуб, М. Чарный и Б. Яковлев); иные – В. Камянов, В. Кардин, Ал. Михайлов, А. Турков и многие другие – прошли в боевом строю всю войну или большую ее часть, лишь затем отозванные во фронтовую печать (помните, у Гудзенко: «Я был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и в огне. Я стал армейским журналистом в последний год на той войне», – это о них).

Справедливы фронтовые строки Долматовского: «Здесь с героем придуманным автор друг на друга похожи лицом». Они не остались декларацией – они подтверждены кровью, подтверждены жизнью, а часто и смертью фронтовых литераторов, единством их творчества и их судьбы… И они в полной мере относятся не только к поэтам, драматургам, публицистам, но и к литературным критикам, вставшим в годы войны в ряды защитников Родины…

Велика цена победы, одержанной над фашизмом. Среди павших смертью героев на фронтах немало и советских писателей. 81 имя выгравировано на мраморной мемориальной доске при входе в ЦДЛ, а ведь это только имена писателей-москвичей. И среди этих 81 – 10 критиков. Были между ними более и менее известные, разного масштаба и характера дарования, критики с уже сложившейся репутацией, индивидуальностью, почерком – и те, кто только-только начинал… Но все они в равной мере заслуживают того, чтобы быть помянутыми в День Победы. Вот их имена:

Мейер Винер. Человек необычной судьбы, приехавший к нам с Запада, порвав со своим классом, и органично «вписавшийся» в новую, социалистическую действительность. Критик широкого кругозора, писавший – с равной степенью глубины и интересности – и о классиках еврейской литературы, и об исторических романах А. Чапыгина. В первые дни войны ушел в ополчение…

Борис Гроссман. Критик, начавший активно выступать в конце 30-х годов, много и интересно писавший о советской поэзии… С первых дней войны – ополченец…

Цитировать

Коган, А.Г. В общем строю (Московские критики на фронтах Великой Отечественной войны) / А.Г. Коган // Вопросы литературы. - 1975 - №7. - C. 296-298
Копировать