№2, 1962/Дневник литератора

В народных университетах культуры

«Переход к коммунизму предполагает воспитание и подготовку коммунистически сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в области науки и культуры», – записано в Программе Коммунистической партии Советского союза.

Мне кажется, что в осуществлении этого предначертания народные университеты культуры призваны сыграть немалую роль. Они существуют у нас уже четвертый год, в них учится больше двух миллионов человек, они вошли в быт народа.

С народными университетами связано стремление широких масс приобщиться к науке, культуре, искусствам во всей их глубине и сложности, во всех их гранях и «тайнах», что, конечно, идет в русле того «высшего расцвета человечества и человеческой личности», которое, по слову Н. С. Хрущева, несет людям коммунизм.

Передо мной пестрая груда любовно оформленных программ, проспектов, абонементов, афиш, пригласительных билетов, студенческих книжек университетов культуры различных городов нашего Союза, в которых мне довелось побывать.

Эпиграфом ко многим из них взяты слова Н. С. Хрущева: «Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели бы, при желании, больше возможности учиться в таких учебных заведениях, где они изучали бы искусство, живопись, музыку, гуманитарные науки».

Когда я знакомилась с учебными планами народных университетов культуры, присутствовала на лекциях, разговаривала со слушателями, мне часто казалось, что я зримо, явственно ощущаю ту «шлифовку» человеческой личности, без которой нельзя себе представить человека будущего.

В практике университетов культуры еще все в движении, становлений. Мне запомнилось восклицание одного из методистов Ленинградского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. «Иногда кажется, – сказал он, – что мы вызвали духов, а теперь не знаем, как с ними справиться». Конечно, духи только вызваны. И они столь значительны, что справиться с ними нелегко. Ведь речь идет о «всестороннем и гармоническом развитии человеческой личности». Для достижения этой цели найдена новая, действенная форма, питающаяся живыми источниками народной инициативы. Она вносит в духовный облик народа новые черты, готовит его к великому будущему. И здесь, на этом пути, значителен каждый шаг.

Бросается в глаза неоспоримый факт, что основной успех в массах имеют факультеты музыки, живописи, кино, театра, архитектуры и самые непопулярные, самые непосещаемые – это факультеты литературы.

Спросишь общественных ректоров и деканов университетов, членов советов при университетах или рядовых слушателей, как живут факультеты литературы, и сразу видишь, как скучнеют их лица. И вместо живого рассказа они начинают показывать программы, сообщать, какие темы уже «охвачены», какие еще не «охвачены», перечислять лекторов.

Я просмотрела множество учебных программ и очень часто в них наталкивалась на сухие догмы, в которых нет ни жизни, ни литературы. Вот передо мной типовые программы Ленинграда и Москвы, созданные городскими советами по научно-методическому руководству университетами культуры при Всесоюзном обществе по распространению политических и научных знаний. Обязательными во всех вариантах обучения и для всех факультетов литературы и искусств признаны занятия по важнейшим проблемам марксистско-ленинской теории и марксистско-ленинской эстетики. Это является необходимым вступлением к тому, чтобы изучать искусства. Но когда в типовых программах речь идет об искусстве музыки, театра, кино, живописи, кроме того, рекомендуются вводные темы: «Как слушать музыку», «Изобразительные средства живописи», «Художественные особенности скульптуры» и т. п. и т. д. Ничего этого нет для факультетов литературы. Ничего нет в программах о том, как читать книгу, как она создается, каковы изобразительные средства литературы, каковы особенности этого искусства в ряду других.

Горький говорил, что язык – это «первоэлемент литературы». Ни одного слова об этом первоэлементе литературы в программах нет.

Что же в них есть? Здесь все те же спасительные шаблоны, утвердившиеся в школах и вузах. Вот, например, темы Ленинградских программ: «А. С. Пушкин и русская литература», «Н. В. Гоголь и русская сатира XIX века», «Н. А. Некрасов и поэты его школы», «Романы Тургенева», «Творчество Достоевского», «Романы Толстого», «А. М. Горький и советская литература», «В. В. Маяковский и пути развития советской поэзии», «Творчество М. А. Шолохова», «Поэзия А. Т. Твардовского», «Советская литература на современном этапе» и т. д. и т. п. Достаточно этого перечня для того, чтобы сказать: новые задачи, поставленные перед университетами культуры, еще не нашли в программах своего отражения.

В московских типовых программах есть попытка как-то синтезировать темы прошлого и сделать их «вводными» к пониманию советской литературы, которая оказывается таким образом в центре занятий. Но снова нет тем, ставящих вопрос об искусстве литературы, о языке литературы, в широком и узком понимании слова. Отведено время для семинарских занятий, но названы они совершенно по-школьному: «Разбор «Поднятой целины», «Разбор «Молодой гвардии», «Разбор «Василия Теркина». Так как в программах совершенно не подняты вопросы теории литературы, то непонятно, что это за «разбор», как он будет происходить, в чем его отличие от того разбора, который дан будет в лекциях или который проводится в школах и вузах. Обо всем этом ничего не сказано.

В тексте программы Москвы и Ленинграда указано, что возможны отклонения от предлагаемого типа. Однако составители их никак не ожидал и, что наиболее распространенной формой программ на практике окажется не отклонение, а полный разрыв с программами типовыми.

Но прежде всего хотелось упомянуть о практике одного ленинградского университета культуры, который не только не рвет с типовой программой, а, напротив, заботливо «доращивает» таящиеся в ней опасности. Это университет, созданный при Ленинградском государственном университете.

Роль наших университетов в жизни университетов культуры, как известно, исключительно велика. Кровную заинтересованность в них проявили ученые.

Цитировать

Журбина, Е. В народных университетах культуры / Е. Журбина // Вопросы литературы. - 1962 - №2. - C. 60-69
Копировать